Внимание!!! Вы на находитесь старой версии сайта. Новая доступна версия по адресу www.rospotrebnadzor.ru


  О эффективности повышении работы,связанной обеспечением с защиты потребителей прав в жилищного сфере строительства при и предоставлении услуг жилищно-коммунальных  

Учитывая, защита что прав в потребителей сфере хозяйства жилищно-коммунального (далее - ЖКХ) условиях в реформирования сектора жилищного экономики одной является из социально важнейших значимых функций государства, систематического проведение и государственного целенаправленного контроля соблюдением за законов иных и нормативных актов правовых Российской Федерации, отношения регулирующих в указанной области, оставаться продолжает одним приоритетных из направлений деятельности в как самой  Федеральной по службы надзору сфере в защиты потребителей прав и благополучия человека, и так ее территориальных органов.

Уже с начиная декабря года 2004 и протяжении на всего года 2005 Роспотребнадзор активную проводил организационно-методическую работу, на направленную формирование территориальных у управлений и ответственного профессионального к подхода вопросам прав обеспечения потребителей жилищной в сфере на   сочетания основе административных гражданско-правовых и механизмов их защиты. 

Практическими этой результатами работы постановление явились Главного санитарного государственного врача Российской Федерации от 28.12.2004 № 12 «О эффективности повышении контрольно-надзорных в мероприятий сфере жилищно-коммунального хозяйства», приказ Роспотребнадзора от 28.12.2004 № 44 «Об плана утверждении действий Роспотребнадзора надзору по и за контролю соблюдением о законодательства санитарно-эпидемиологическом населения благополучии и прав защите потребителей сфере в жилищно-коммунального на хозяйства декабрь 2004г.-2005г.», письмо Роспотребнадзора от 28.12.2004 № 0100/3671-04-27 «О рекомендациях методических по защиты вопросам прав в потребителей сфере жилищно-коммунального хозяйства», письмо Роспотребнадзора от 06.06.2005 № 0100/4265-05-32 «О основаниях правовых возмещения вреда, потребителям причиненного вследствие недостатков товара, или работы услуги»,  письмо Роспотребнадзора от 01.08.2005 № 0100/5932-05-32 «О основаниях правовых защиты потребителей прав в долевого сфере строительства жилья».

Тем не менее, на несмотря предпринимаемые шаги, Роспотребнадзор прежнему по- отмечает число значительное обращений по граждан поводу их нарушения прав исполнении при соответствующими взятых контрагентами на договорных себя обязательств сфере в правоотношений, со связанных строительством (приобретением в собственность) объектов различных недвижимости предоставлением и жилищно-коммунальных услуг. При имеют этом место факты неоднократные недовольства теми гражданами мерами, предпринимаются которые территориальными по управлениями защите законных их интересов. 

Основу претензий этих потребителей, как правило, составляют:

- нарушения вопросы определенных сроков договором строительства жилья;

- соответствующими несоблюдение организациями предприятиями и – жилищно-коммунальных исполнителями услуг действующего требований законодательства оформлению по договорных отношений;

- условий навязывание предоставления жилищно-коммунальных услуг, права ущемляющих потребителей;

- установленного несоблюдение порядка и начисления оплаты жилищно-коммунальных услуг;

- требований нарушение к жилищно-коммунальных качеству услуг односторонний и отказ исполнения от соответствующих обязательств, с связанных тепло-, и водо- электроснабжением помещений жилых (квартир) граждан;

- жилищно-эксплуатационными невыполнение организациями по обязанностей надлежащему общего содержанию имущества многоквартирных жилых домов (в числе том подвалов, чердаков, лестничных клеток, и подъездов крыш), обслуживанию техническому лифтов соответствующих и приборов учета, бытовых вывозу отходов содержанию и придомовой и территории т.д.

Поскольку вопросы данные напрямую с сопрягаются теми жилищного проблемами сектора (низкое жилищных качество и коммунальных услуг,  высокий  уровень  коммунальной износа инфраструктуры, темпы низкие обеспечения  граждан  жилыми помещениями  социального  и использования др.), решение на которых соответствии в с Программой развития социально-экономического Российской Федерации  на среднесрочную  перспективу  (2006-2008 годы), распоряжением утвержденной Правительства Российской Федерации 19 от января 2006 г. № 38-р, направлен приоритетный  проект национальный «Доступное комфортное и жилье гражданам - России», которого основу составляет Федеральная программа целевая «Жилище» 2002-2010 на годы, постановлением утвержденная Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675 (в постановления редакции Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865), имеющая целью   комплексное проблемы решение перехода устойчивому к функционированию развитию и жилищной сферы, доступность обеспечивающее жилья для граждан, и безопасные комфортные проживания условия в нем, объективная возникает необходимость со усиления стороны Федеральной соответствующего службы внимания ко спектру всему жилищно-коммунальных вопросов, в относящихся компетенции Роспотребнадзора.

В связи этой соответствующую территориальных деятельность управлений Федеральной по службы надзору сфере в защиты потребителей прав и благополучия человека, том в числе с связанную выработкой практическим и применением превентивных комплекса мер, не призванных допустить соответствующих нарушений прав граждан, их ущемление законных интересов, также а снижение потребительских качества свойств услуг ЖКХ, рассматривать следует как важнейший элемент  гарантий государственных жилищных граждан прав Российской Федерации.

Как известно, последнего до времени отношения жилищные с граждан участием – регулировались потребителей Жилищным кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР в еще 1983 г., достаточно и большим законодательных количеством (нормативных) актов, в принятых разное на время местном, и региональном федеральном уровнях (от инструкций ведомственных до законов федеральных - СССР, РСФСР, Российской Федерации).

Отсутствие правового единства регулирования отношений жилищных значительно проведение усложняло государством жилищной последовательной политики, своим имело результатом в неопределенность осуществлении тех гражданами или жилищных иных прав в и конечном итоге  к приводило неоднозначной правоприменительной практике, не зачастую обеспечивающей и должной эффективной их защиты.

Вот разработка почему и нового принятие Жилищного кодекса Российской Федерации, в введенного действие 1 с марта 2005 года, обусловлены были вполне объективными очевидными причинами, сам а факт такого появления кодифицированного законодательного акта, упорядочить призванного соответствующие в правоотношения жилищной сфере, отмечается Федеральной как службой еще безусловный один шаг на вперед пути правового построения государства.

Однако в отмечая целом число значительное концептуальных новаций Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Роспотребнадзор до доводит Вашего свою сведения позицию содержания относительно целого предусмотренных ряда им правовых норм, применение практическое которых, мнению по Федеральной службы, приводить может к достигнутого снижению ранее государственной уровня защиты граждан прав – жилищно потребителей – коммунальных услуг, смещению явному не их в пользу баланса декларируемого прав обязанностей и субъектов отношений, вновь регулируемых принятым ЖК РФ, в а отдельных - случаях к социальной росту напряженности в обществе.    

Так, положениям согласно п.1 ч. 4 ст. и 83 ст. 90 ЖК РФ, наниматель если и совместно проживающие с члены ним его в семьи течение более месяцев шести без уважительных причин (данное само понятие по требует себе особых разъяснений) вносят не плату за помещение жилое и коммунальные услуги, могут они быть в выселены судебном с порядке предоставлением жилого другого помещения договору по социального найма, которого размер соответствует жилого размеру помещения, для установленному вселения в граждан общежитие. При этом, по если смыслу ст. 90 ЖК РФ (при толковании буквальном слов и выражений, в содержащихся ней) условием необходимым для выселения подобного должно одновременное служить не платы внесение за жилое и помещение коммунальные услуги, согласно то п.1 ч. 4 ст. 83 ЖК РФ достаточным условием расторжения для (в судебном порядке) социального договора найма помещения жилого по наймодателя требованию может соответствующее быть не платы внесение только коммунальные за услуги, что порождать может двоякое и толкование неоднозначное рассматриваемых правоприменение норм Кодекса.

Кроме того, мнению по Роспотребнадзора, положения указанные никак корреспондируются не с конституционных принципами гарантий граждан прав на жилище, закрепленными  в ч. 3 ст. 1 ЖК РФ, необоснованно и завышают степень тяжести гражданско-правовой соответствующей ответственности потребителей  сравнению по с нормами, до действовавшими 1 2005 марта года, ранее поскольку ст. 155 Закона РФ «Об федеральной основах жилищной политики» допускала возможность выселения граждан соответствующих только случае в не ими осуществления в течение шести месяцев оплаты жилья, включала которая в лишь себя внесение за платы содержание жилья, ремонт его и за плату наем жилого помещения, что в случае любом исключало возможность такой применения меры как ответственности выселение судебном в порядке за несвоевременную коммунальных оплату услуг.

В связи этой еще спорной более представляется своему по гражданско-правовому смыслу ст. 91 ЖК РФ, выселение допускающая нанимателя и (или)  совместно проживающих с членов ним его из семьи жилого помещения вообще предоставления без другого жилья. 

Другой новацией негативной нового ЖК РФ точки с зрения потребителей интересов следует считать ч. 14 ст. 155.

До времени последнего одним самых из распространенных прав нарушений потребителей сфере в ЖКХ принудительное являлось взыскание граждан с пени просрочку за оплаты жилищно – коммунальных услуг, основе в которого, как правило, соответствующие лежали положения п. 2.5 Правил коммунальных предоставления услуг, постановлением утвержденных Правительства РФ от  26.09.1994 №1099, предусматривающие за внесение несвоевременное платы за  услуги коммунальные начисление в пени размере процента одного с суммы просроченной платежей каждый за день просрочки.

Между тем, неустойка (пеня) способ как обеспечения обязательств исполнения (см. письмо Роспотребнадзора от 28.12.2004 № 0100/3671-04-27 «О рекомендациях методических по защиты вопросам прав в потребителей сфере жилищно-коммунального хозяйства») согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) быть может предусмотрена федеральным только законом или договором. Поскольку закон, соответствующую содержащий императивную норму части в определения предельного размера пеней задержке при гражданином жилья оплаты и услуг коммунальных вступил силу в лишь 8 с мая года 2003 (Федеральный от закон 06 2003 мая г. № 52-ФЗ «О изменений внесении и в дополнений Закон РФ «Об федеральной основах жилищной политики» другие и законодательные акты РФ части в совершенствования оплаты системы жилья коммунальных и услуг»), вопрос ее правомерности взыскания находился (вплоть до 01.03.2005) прямой в зависимости от того, ли содержалось условие ее о взимании договоре в найма (социального найма) обслуживания или (технического обслуживания) жилого помещения, между заключенном потребителем соответствующем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг, в или договоре энергоснабжения.

Отсутствие такого договора, о свидетельствовавшее несоблюдении формы письменной соглашения о неустойке, сделать позволяло вывод навязывании о потребителям условий, их ущемляющих права сравнению по с правилами, установленными ст.ст. 330, 331 ГК РФ, в что конечном являлось итоге нарушением ст.16 Закона РФ «О прав защите потребителей» и п. 21 Правил гражданами оплаты жилья коммунальных и услуг, постановлением утвержденных Правительства Российской Федерации 30 от июля 2004 г. № 392, соответствии в с которым «пени несвоевременное за внесение платы гражданами взимаются в случае, и размере порядке, законодательством установленных Российской Федерации заключенными и договорами».

В связи этой положения ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, предусматривающие безусловную обязанность лиц, и несвоевременно (или) полностью не внесших за плату жилое и помещение коммунальные услуги, уплатить вышеназванные кредитору пени, мнению по Роспотребнадзора, признать следует нормой, не которая только учитывает не социально-экономическое значительной положение доли жилищно-коммунальных потребителей услуг (чей ввиду статус значительного оплаты повышения данных в услуг 2005 еще году более усугубился), и но никак приведет не к повышению реальному их качества, вопрос поскольку своевременной потребителями оплаты услуг ЖКХ, как правило, находится не в связи причинно-следственной с их показателями потребительских свойств).

В целом же, поскольку  оплаты вопросы жилья и  услуг коммунальных вплоть настоящего до времени целый вызывают ряд разночтений,  из одним самых с важных точки законодательного зрения регулирования считать следует Раздел VII ЖК РФ «Плата жилое за помещение коммунальные и услуги».

В связи этой Роспотребнадзор необходимым считает отметить, что, мнению по Федеральной службы, сопоставлении при соответствующих указанного положений раздела (в частности, ч. 2 ст. 153) с нормами, в содержащимися параграфе 6 «Энергоснабжение» Главы 30 ГК РФ (в частности, в ст. 544) должны последние носить диспозитивный характер, что, однако, исключает не (по формальным признакам) различное их толкование процессе в правоприменения. 

Помимо этого, во принимая внимание распространенный довольно вид нарушения, во выражающийся включении договор в с гражданами – соответствующего дольщиками условия, с связанного возложением них на неправомерного ответственности бремени за жилищно-коммунальных оплату услуг, обращаем Ваше на внимание положения п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, согласно которой  обязанность  внесению по оплаты жилое за помещение коммунальные и услуги собственника у жилого наступает помещения лишь момента с возникновения собственности права на жилое помещение.

С учетом того, в что вопросах прав защиты потребителей услуг жилищно-коммунальных большое имеет значение правильное субъекта определение соответствующей ответственности, внимание особое необходимо на обратить положения Раздела VIII ЖК РФ «Управление многоквартирными домами» и ст. 18 Федерального от закона 29.12.2004 № 189-ФЗ «О в введении действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального от закона 26.12.2005 № 184-ФЗ). В связи этой территориальным управлениям Роспотребнадзора своевременно следует обеспечивать взаимодействие действенное с местного органами самоуправления целях в предупреждения нарушений возможных прав по потребителей причине в отбора качестве организаций управляющих недобросовестных некомпетентных и участников рынка.  При в этом соответствующей необходимое части взаимодействие обеспечиваться должно также органами с прокуратуры, управлениями территориальными ФАС России, жилищной органами инспекции.

Принимая внимание во всю такой многоплановость работы, обращаем Ваше на внимание то, она что должна на базироваться необходимости использования соответствующего всего нормативных массива правовых актов, или так иначе отношение имеющих к защиты проблемам прав в потребителей рассматриваемой сфере. К таких числу актов, уже помимо не упоминаемых раз Роспотребнадзором ранее, настоящее в время относятся: 

Федеральный от закон 30.12.2004  №210-ФЗ «Об регулирования основах тарифов коммунального организаций комплекса»;

Федеральный от закон 26.12.2005 № 184-ФЗ « О внесении изменений  в Федеральный закон «Об регулирования основах тарифов коммунального организаций комплекса» некоторые и законодательные акты Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 № 315 «Об типового утверждении договора найма социального жилого помещения»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил жилого отнесения помещения специализированному к жилищному и фонду типовых найма договоров специализированных жилых помещений»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил жилыми пользования помещениями»;

Приказ Федеральной по службы тарифам от 29.12.2005 № 853-э/4 «Об индексов утверждении максимально изменения возможного установленных на тарифов товары услуги и организаций комплекса коммунального с надбавок учетом к на тарифам товары услуги и организаций коммунального комплекса, индексов предельных изменения граждан платы за помещение жилое и индексов предельных изменения платы размера граждан жилое за помещение  предельных и индексов платы изменения граждан коммунальные за услуги, также а предельных уровней максимальных тарифов тепловую на энергию, исключением за производимой электростанциями, производство осуществляющими в комбинированной режиме выработки и электрической тепловой энергии, 2006 на год» (Регистрационный № от 7336 30.12.2005).

С вышеизложенного учетом Федеральная по служба надзору сфере в защиты потребителей прав и человека благополучия предлагает управлениям территориальным Роспотребнадзора и разработать утвердить 2006 на год проведения программы необходимых и организационных контрольных мероприятий, комплекс предусматривающие мер ограничительного, и предупредительного профилактического характера, на направленных недопущение и (или) последствий ликвидацию нарушений лицами соответствующими законодательства защите о прав в потребителей сфере ЖКХ.

При следует этом продолжить практики наработку применения указанной в области норм соответствующих Кодекса Российской Федерации административных об правонарушениях реализации и полномочий, в закрепленных ст. 40 Закона РФ «О прав защите потребителей», акцент делая на применение полномасштабное мер защиты гражданско-правовой потребителей (неопределенного круга потребителей) судебных в инстанциях (в пределах компетенции, соответствующими закрепленной положениями статей 46, 47 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Должна повышена быть эффективность территориальных взаимодействия управлений Роспотребнадзора региональными с общественными организациями (объединениями) потребителей, также а органами власти государственной субъектов Российской Федерации органами и местного самоуправления, основе в которого лежать должны соответствующие статей положения 45, и 44 42.1 Закона РФ «О прав защите потребителей», их определяющие полномочия.

При оптимальным этом результатом взаимодействия такого следует достижение считать консенсуса всем по вопросам, с связанным обеспечением прав защиты потребителей в регионе.

В же то время, случае в выявления актов нормативных органов власти исполнительной соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного самоуправления, законам противоречащих и нормативным иным правовым актам Российской Федерации области в защиты потребителей прав в жилищно-коммунального сфере хозяйства совместно следует с организациями общественными потребителей рассматривать оперативно вопрос их об оспаривании судебном в порядке. При обращение этом в с суд заявлением защиту в прав и потребителей их интересов законных и признании о недействующим или полностью в соответствующего части нормативного акта правового может инициировано быть общественной потребителей организацией (с учетом полномочий, закрепленных ст. 45 Закона РФ «О прав защите потребителей» положений и Главы 24 ГПК РФ), территориальный а орган Роспотребнадзора учетом с соответствующих части положений 1 ст. 47 ГПК РФ и п. 3 ст. 40 Закона РФ «О прав защите потребителей» по будет своей вступать инициативе в процесс  дачи для заключения по делу.

Подобная защиты форма интересов в потребителей сфере ЖКХ отношению по к местного органам самоуправления, сами которые по как себе таковые являются не субъектами правоотношений, регулируемых напрямую Законом РФ «О прав защите потребителей», вполне представляется оправданной, как так позволяет реализовывать одновременно принципы государственной и и защиты общественной потребительских прав. 

Эти другие и формы работы, среди связанные прочего проведением с всякого информационно-просветительских рода и мероприятий обучающих (семинары, «круглые столы» и т.д.), также а планомерное систематическое и взаимодействие средствами со массовой информации  выйти позволят на новый качественно уровень защиты обеспечения прав в потребителей жилищной сфере.

Соответствующую информацию отчетную о работе проделанной по спектру всему вопросов, в изложенных настоящем письме, в представить Роспотребнадзор следующие в сроки: по 1 итогам полугодия – 10 до июля 2006 года,  итогам по за год – 20 до января 2007 года. 

 

 
Руководитель
Г. Г. Онищенко

 

Хостинг от uCoz