О необходимости законодательства соблюдения Российской Федерации о защите потребителей прав импортерами алкогольной продукции |
Во исполнение постановления Главного санитарного государственного врача Российской Федерации от 15.03.2006 № 6 «Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции» управлениями территориальными Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации мероприятия проводятся по контролю, направленные на проверку хозяйствующими соблюдения субъектами, производство осуществляющими и реализацию алкогольной продукции, санитарно-эпидемиологических соответствующих правил и норм.
Целью мероприятий указанных является контроль за соблюдением на территории Российской Федерации требований обязательных Федерального закона от 30.03.1999 №
Так, по состоянию на 7 апреля 2006 года из 4910 отобранных 38 территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и исследованных проб и образцов продукции алкогольной 657 проб или 13,4% не соответствовали нормативам по органолептическим (вкус, запах, цвет, мутность) и физико-химическим показателям (крепость, железо, свободная общая сернистая кислота, индекс токсичности, пестициды).
При только этом территориальным управлением Роспотребнадзора по г. Москве из исследованных 680 образцов продукции в 318 отмечено их не соответствие гигиеническим нормативам, а также органолептическим и физико-химическим показателям, составляет что 46,6%. Причем неудовлетворительно особенно в этом выглядят отношении показатели оценки соответствующей продукции, произведенной в Республике Молдова и Республике Грузия, по которой на долю результатов отрицательных исследований соответственно приходится 47,2% и 59,2%.
В Пермском крае из 556 проведенных исследований 87 или 15,6% оказались также неудовлетворительными. При этом по алкогольной продукции Республики Молдова и Республики Грузия результаты отрицательные лабораторных также исследований наблюдались практически в каждом втором случае в 70 из 134 и в 16 из 32 отобранных проб соответственно.
Выявляемое продукции несоответствие установленным физико-химическим и органолептическим показателям (заявленному этилового содержанию спирта, остаточного сахара, титруемой кислотности, содержанию общему сернистой кислоты и др.) во многих случаях не позволяют ее однозначно идентифицировать, свидетельствует что о введении потребителей в заблуждение об истинных свойствах потребительских алкогольных напитков и наряду с выявляемыми установленных нарушениями законодательством требований к информации не обеспечивает возможности их правильного выбора (ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Особую вызывает тревогу тот факт, что в 30,2% (г. Москва) и 20,1% (Пермский край) образцах исследованных продукции, произведенной и ввезенной с территории Республики Молдова, и в 17,3% (г. Москва) и 15,6% (Пермский край) образцах продукции, выработанной в Республике Грузия, обнаружены были запрещенные пестициды (ДДТ, алдрин, гептахлор, гексахлорциклогексан), относящиеся к группе называемых так стойких загрязнений органических (СОЗ).
Между тем, по общему правилу, закрепленному п. 2 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец, продажу осуществляющий товаров по договору розничной купли-продажи, передать обязан потребителю товар, для пригодный целей, которых для товар рода такого обычно используется. При потребитель этом имеет право на то, товар чтобы при условиях обычных его был использования безопасен его для жизни и здоровья (п. 1 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Очевидно, появление что в гражданском пищевых обороте продуктов, не соответствующих нормативных требованиям документов, нарушением является установленных прав законом потребителей и среди свидетельствует прочего о несоблюдении хозяйствующими субъектами, ввоз осуществляющими на территорию Российской Федерации алкогольной продукции, положений п. 1 ст. 21 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
С учетом изложенного, а также принимая во внимание факт того, что с принятием и введением в действие Федерального закона от 21.12.2004 №
При этом Роспотребнадзором не исключается применения возможность к импортерам, ввоз осуществляющим на территорию Российской Федерации некачественной и опасной алкогольной продукции, соответствующих мер, основанных на использовании гражданского институтов судопроизводства, в первую очередь, в форме иска предъявления в суд о признании действий соответствующих этих противоправными импортеров в отношении круга неопределенного потребителей (ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
По этой хозяйствующим причине субъектам внешнеэкономической участникам деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции, среди следует прочего особое уделить внимание безусловного необходимости соблюдения положений п. 2 ст. 21 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в соответствии с которыми изготовителей обязательства и поставщиков по соблюдению нормативных требований документов в отношении пищевых продуктов, ввозимых на территорию Российской Федерации, являться должны существенными договоров условиями их поставки, что, само по себе, рассматривать следует как превентивную действенную меру, направленную на недопущение попадания к конечному потенциально потребителю опасной алкогольной продукции.
Исходя из того, государственный что контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции, а также законодательства соблюдением в этой является сфере важнейшим государственного элементом регулирования в области ее производства и оборота, направленного на защиту интересов экономических Российской Федерации и обеспечение потребителей нужд в указанной продукции (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 №
В этой связи Роспотребнадзором в адрес управлений территориальных и Федеральной службы таможенной направлены письма соответствующие (от 22.03.2006 № 0100/3167-06-32, от 25.03.2006 № 0100/3267-06-23, от 04.04.2006 № 0100/3835-06-23) о приостановлении санитарно-эпидемиологических действия заключений на вино и виноматериалы, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Молдова и Республики Грузия и изготовленные в этих республиках, а также предусмотренных принятии законодательством Российской Федерации мер по недопущению их ввоза.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» всем предлагаю импортерам принять меры, направленные на изъятие из оборота алкогольной продукции, ввезенной в Россию из Республики Молдова и Республики Грузия и изготовленных на территории указанных государств.
Руководитель | Г. Г. Онищенко |