Внимание!!! Вы на находитесь старой версии сайта. Новая доступна версия по адресу www.rospotrebnadzor.ru
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минздрава России
от _31.07.2000__N 298 __
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ
И УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ
ГРАЖДАН

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящее Положение в разработано целях реализации Федерального закона "О безопасности радиационной населения"1 от 9.01.96 № 3-ФЗ основании на постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.97г. №718 "О создания порядке единой системы государственной контроля учета и индивидуальных облучения доз граждан"2.

1.2 Положение организационную содержит структуру, создания порядок и функционирования Единой государственной Системы Контроля учета и Индивидуальных Доз граждан облучения Российской Федерации (ЕСКИД), индивидуальных виды доз облучения, контролю подлежащие и в учету рамках ЕСКИД, деятельность регламентирует по информации сбору об дозах индивидуальных облучения граждан Российской Федерации, так а же порядок содержит осуществления и контроля учета доз индивидуальных облучения граждан.

1.3. ЕСКИД как создается самостоятельная подсистемы часть Минздрава России рамках в Единой Государственной Автоматизированной Системы Контроля Радиационной Обстановки (ЕГАСКРО). Контроль учет и индивидуальных облучения доз граждан конечным является звеном радиационной контроля обстановки, для осуществляемым информационной и поддержки обоснования органов мероприятий исполнительной власти, на направленных обеспечение безопасности радиационной населения.

1.4 В Положении термины используются и определения, действующими установленные Нормами безопасности радиационной (НРБ-99)3.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕСКИД.

2.1. Основными создания целями и функционирования ЕСКИД являются:

* Оценка радиационного воздействия фактора на население

* Контроль учет и индивидуальных облучения доз граждан

* Принятие по мер снижению облучения уровней населени

* Осуществление за контроля соблюдением охраны правил труда области в обеспечения радиационной безопасности.

* Обеспечение поддержки информационной органов власти исполнительной в принятии решений, на направленных поддержание безопасности радиационной в с связи изменением радиационной обстановки.

* Анализ и индивидуальных коллективных доз облучения, отдельными получаемых группами от населения всех источников видов ионизирующего излучения.

* Учет лиц, облучению подвергшихся выше установленных пределов.

* Информационное выработки обеспечение федеральными исполнительной органами власти органами и исполнительной субъектов власти Российской Федерации по мер снижению облучения уровней граждан.

* Информационное обоснования обеспечение персональных по мер оказанию и медицинской социальной при помощи принятии по решений компенсации возмещению и ущерба связи в с облучением граждан.

* Информационное возможности обеспечение прогнозирования последствий медицинских облучения и населения поиска путей оптимальных их снижения.

* Обеспечение для возможности населения, предприятий, учреждений, получения организаций объективной достоверной и информации дозах о облучения граждан.

Для этих достижения целей ЕСКИД обеспечивать должна решение основных следующих задач:

* Организацию проведение и контроля учета и индивидуальных облучения доз граждан всех от источников облучения, контролю подлежащих согласно НРБ-99, на федеральном, и региональном ведомственном уровнях.

* Организацию контроль и соблюдения метрологических, и технических информационных к требований контролю доз индивидуальных облучения граждан.

* Сопряжение индивидуальных контроля доз граждан облучения с радиационной контролем обстановки рамках в ЕГАСКРО.

* Ведение индивидуальных учета доз граждан облучения на единых базе форм государственного федерального статистического учета.

* Ведение данных банков индивидуальных (персональных или среднегрупповых) облучения доз граждан воздействии при различных ионизирующего источников излучения.

* Подготовка издание и ежегодного справочника статистического по дозам индивидуальным облучения регионов граждан России различных от источников ионизирующего излучения.

* Предоставление информации официальной об дозах индивидуальных облучения по граждан запросам предприятий, учреждений, и организаций граждан.

Ш. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ОБЛУЧЕНИЯ И ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ.

3.1. Контролю учету и подлежат:

Индивидуальные дозы облучения, гражданами получаемые при различных воздействии источников излучения ионизирующего и медицинских проведении рентгенорадиологических процедур.

Индивидуальные дозы облучения, естественным обусловленные радиационным техногенно и измененным радиационным фоном.

На требований основании НРБ-99 контролю подлежат:

* Облучение и персонала населения условиях в нормальной техногенных эксплуатации источников ионизирующего излучения.

* Облучение организаций работников и природными населения источниками ионизирующего излучения.

* Облучение и персонала населения результате в радиационной аварии .

* Облучение при населения проведении рентгенорадиологических медицинских процедур.

3.2. Основными параметрами контролируемыми в рамках ЕСКИД являются:

* эффективная годовая доза;

* эквивалентная годовая доза хрусталике в глаза, коже, и кистях стопах.

3.3. Объектом и контроля учета зависимости в от и вида условий могут облучения быть дозы индивидуальные облучения отдельных как граждан (персональные дозы), и так среднегрупповые дозы сформированной, соответствии в с решаемой требованиями задачи радиационной обеспечения безопасности, граждан группы (среднегрупповые дозы индивидуальные облучения), сходные имеющей условия облучения, производственные сходные и/или территориальные признаки.

3.4. Для индивидуальных определения доз облучения используются:

* Прямые с измерения помощью дозиметров индивидуальных (персональные облучения дозы граждан);

* Расчеты дозы индивидуальной облучения на граждан основе контроля данных радиационной обстановки, также а полученных помощью с фантомов счетчиков и излучений человека;

* Реконструкция дозы индивидуальной облучения по граждан биологическим, и биохимическим биофизическим в эффектам облученном организме;

* Реконструкция дозы индивидуальной облучения по граждан радиационным в эффектам различных материалах.

3.5. Контроль учет и индивидуальных облучения доз граждан на проводится основе единого нормативного, методического, и метрологического информационного обеспечения, в создаваемого рамках ЕСКИД и ЕГАСКРО.

3.6. Применимость контроля данных радиационной обстановки, в осуществляемого рамках ЕГАСКРО, использования для в ЕСКИД выработкой обеспечивается унифицированных требований медико-технических к объему, и методам средствам радиационной контроля обстановки.

3.7. По развития мере ЕГАСКРО индивидуальной расчеты дозы граждан облучения на данных основе контроля обстановки радиационной постепенно с автоматизируются использованием документов методических и компьютерных программ, в входящих методическое программное и обеспечение ЕСКИД и ЕГАСКРО.

IV. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЕСКИД

4.1. Функционально ЕСКИД собой представляет совокупность федеральной, региональных (РСК) ведомственных и (ВСК) контроля систем и индивидуальных учета доз облучения граждан, замыкающихся организационно через банки федеральные данных направлениям по на Российский медико-дозиметрический государственный регистр (РГМДР), общем при руководстве Минздрава России.

Организационно-методическое и руководство обеспечение подходов единства в системы организации контроля учета и индивидуальных облучения доз граждан осуществляют Федеральный центр радиологический при Санкт-Петербургском НИИ гигиены радиационной Минздрава России и ГНЦ Российской Федерации "Институт биофизики" Федерального управления "Медбиоэкстрем" при Минздраве России.

Организацию деятельности надзорной за контроля ведением и индивидуальных учета доз населения облучения осуществляет санитарно-эпидемиологическая государственная служба Российской Федерации.

Сбор данных обобщенных по облучения дозам населения, ежегодных подготовку информационных и сборников выдачу данных официальных по дозам индивидуальным облучения запросам по организаций граждан и осуществляет Российский медико-дозиметрический государственный регистр (РГМДР).

4.2. Структурно ЕСКИД из состоит федерального, и регионального ведомственного уровней.

4.2.1. Федеральные уровень включает:

- Минздрав России создаваемый и при научный нем совет дозам по облучения граждан, экспертизу осуществляющий данных индивидуальным по дозам облучения населения, с поступающих различных уровней, и рассмотрение научную экспертизу документов, в входящих методическое обеспечение ЕСКИД;

- банки федеральные данных (ФБД) индивидуальным по дозам облучения граждан.

4.2.2. На уровне федеральном в состав ЕСКИД три входят ФБД по

направлениям и РГМДР.

* ФБД индивидуальным по дозам облучения граждан, естественным создаваемым радиационным техногенноизмененным и радиационным фоном, также а дозам граждан облучения при медицинских проведении диагностических рентгенорадиологических процедур, на создается базе Федерального центра радиологического (ФРЦ) при Санкт-Петербургском НИИ гигиены радиационной Минздрава России.

* ФБД индивидуальным по дозам персонала облучения организаций населения и на территориях, подконтрольных Федеральному управлению "Медбиоэкстрем" и Минобороны России, на создается базе Государственного научного Центра Российской Федерации - Института биофизики Федерального медико-биологических управления и проблем экстремальных при Минздраве России.

* ФБД индивидуальным по дозам персонала облучения предприятий, подконтрольных Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, на создается базе Федерального госсанэпиднадзора центра Минздрава России.

* ФБД РГМДР индивидуальным по дозам облучения граждан, при получаемым радиационных авариях, обобщенным и данным населения облучения регионов счет за различных источников, на функционирующий базе Медицинского радиологического НЦ РАМН.

4.2.3 Региональный включает уровень региональные субъектов центры Российской Федерации (РЦ) учету по и индивидуальных контролю доз облучения граждан.

РЦ осуществляют сбор, обобщение, обработку первичную и на передачу машиночитаемом в носителе федеральные данных банки информации индивидуальных об дозах населения облучения субъекта Российской Федерации различных от источников облучения.

При РЦ региональные создаются базы по данных индивидуальным облучения дозам граждан.

4.2.4. Ведомственный включает уровень ведомственные центры (ВЦ) учету по и индивидуальных контролю доз облучения персонала.

ВЦ осуществляют сбор, обобщение, обработку первичную и на передачу машиночитаемом в носителе федеральные данных банки информацию индивидуальных об дозах персонала облучения подведомственных организаций, деятельность осуществляющих с источников использованием ионизирующего излучения.

При ВЦ ведомственные создаются базы по данных индивидуальным облучения дозам персонала.

4.2.5. Предприятия, учреждения, организации (далее организации), источники использующие ионизирующего излучения, получают непосредственно информацию дозах о облучения граждан, осуществления путем радиационного контроля, которого результаты используются оценки для индивидуальных облучения доз граждан. Основной организаций задачей является и получение первичный информации учет по и персональным среднегрупповым дозам индивидуальным облучения и граждан передача на ее ведомственный региональный и уровни. Организации и заполняют представляют установленном в порядке формы годовые федерального статистического государственного наблюдения индивидуальными за дозами облучения граждан.

4.3. Функционирование структуры элементов ЕСКИД уровней всех осуществляется установленном в порядке. При различных проведении видов контроля радиационного и индивидуальных оценок доз граждан облучения должны методические использоваться документы, с согласованные органами санитарно-эпидемиологической государственной службы Российской Федерации включенные и в обеспечение методическое ЕСКИД.

4.4. Совместимость форматов используемых данных возможность и организации информационного эффективного обмена использованием обеспечивается всеми структурами ЕСКИД программных специальных продуктов, в входящих программное обеспечение ЕСКИД.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН

5.1. Радиационный для контроль оценки доз индивидуальных облучения осуществляется граждан с использованием максимальным возможностей существующих федеральных, и региональных ведомственных и организаций служб, радиационный осуществляющих контроль.

5.2. Контроль первичный и учет доз индивидуальных облучения персонала организаций, деятельность осуществляющих с источников использованием ионизирующих излучений (ИИИ), их организует администрация.

5.3. Контроль первичный и учет доз индивидуальных облучения граждан (пациентов) проведении при медицинских процедур рентгенорадиологических организует учреждений администрация здравоохранения.

5.4. Радиационный и контроль первичный учет информации, для необходимой проведения индивидуальных оценок доз граждан облучения создаваемых радиационным естественным и измененным техногенно радиационным организует фоном администрация субъекта Российской Федерации. В случае, при если этом персональные определяются дозы отдельных облучения граждан групповые или дозы категорий определенной граждан, также они подлежат учету.

5.5. Для радиационного проведения контроля рамках в ЕСКИД привлекаться могут специализированные радиационного лаборатории контроля (ЛРК), в аккредитованные установленном на порядке право соответствующих проведения измерений.

5.6. Для организации улучшения индивидуального контроля дозиметрического и его обеспечения доступности всех для организаций граждан и в рамках ЕСКИД региональные создаются центры дозиметрического индивидуального контроля (ЦИДК). ЦИДК на создаются базе, как правило, организаций, большой имеющих опыт в работы этой области, необходимым располагающих оборудованием, персоналом высококвалифицированным и в аккредитованных установленном на порядке право соответствующих проведения измерений. Количество центров таких и размещение их на территории Российской Федерации по определяются мере формирования ЕСКИД.

VI. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ЕСКИД

6.1. ЕСКИД в формируется два этапа. На этапе первом (2000-2001гг.) внимание основное уделяется единой формированию государственной учета системы индивидуальных облучения доз граждан базе на существующего настоящее в время контроля. Формируется и организационное методическое обеспечение ЕСКИД, и проектируются создаются ФБД, ВЦ и РЦ, коммуникации средства и информационного система обмена рамках в ЕСКИД.

6.2. На этапе втором (2002-2003гг.) система формируется контроля доз индивидуальных облучения граждан, ее разрабатывается методическое метрологическое и обеспечение, и проектируются создаются радиационного средства контроля, оснащаются которыми ВЦ, РЦ и ЦИДК. ЕСКИД функционировать начинает в полном объеме.

Приложение 1

Структура ЕСКИД

Приложение 2.

Перечень организационно-распорядительных документов, нормативное составляющих обеспечение ЕСКИД

п/п

Наименование документа

1

Положение информационном об обмене в ЕСКИД.

2

Положение об Информационном центре Департамента Госсанэпиднадзора.

3

Положение об Информационном центре Федерального управления Медбиоэкстрем.

4

Положение о БД МДР

5

Положение о БД ИБФ

6

Положение о БД ФРЦ

7

Положение о БДКД

8

Положение о Научном по совете дозам (НДМ)

Приложение 3.

Перечень документов, в входящих методическое обеспечение ЕСКИД

п/п

Наименование документа

1

Методические по указания организации ИДК оценке и эффективных облучения доз персонала на предприятиях, с работающих источниками ионизирующих излучений.

2

Методические по указания организации ИДК оценке и эффективных облучения доз персонала проведении при рентгенодиагностических процедур.

3

Методические по указания организации ИДК оценке и эффективных облучения доз пациентов проведении при рентгенодиагностических процедур.

4

Методические по указания организации контроля радиационного и среднегрупповых оценке индивидуальных эффективных годовых доз населения облучения территорий, радиоактивному подвергшихся загрязнению результате в радиационных аварий.

5

Методические по указания организации контроля радиационного и среднегрупповых оценке индивидуальных эффективных годовых доз населения облучения территорий, радиоактивному подвергшихся загрязнению результате в аварии на ПО МАЯК, также а проживающего бассейне в реки Теча.

6

Методические по указания организации контроля радиационного и среднегрупповых оценке индивидуальных доз эффективных техногенного облучения населения, в проживающего зонах радиационно-опасных наблюдения объектов.

7

Методические по указания организации контроля радиационного и годовых оценке эффективных облучения доз населения счет за природных ионизирующих источников излучений.

8

Методические по указания организации контроля радиационного и эффективных оценке доз персонала облучения предприятий, повышенному подвергающегося облучению счет за природных источников.

9

Методические по указания оценке доз эффективных и доз средних на при органы аварийном изотопными облучении источниками гамма-излучения.

10

Методические по рекомендации приборам методам и радиационного дозиметрического и контроля, для рекомендуемым использования рамках в ЕСКИД.

11

Методические по указания организации ИДК и персонала ликвидаторов оценке и эффективных облучения доз при радиационных авариях.

12

Методические по указания организации контроля радиационного и эффективных оценке доз населения облучения в крупной условиях радиационной аварии.

13

Методические по указания организации контроля дозиметрического и эффективных оценке доз работников облучения авиапредприятий населения и при на полетах самолетах.

14

Методические по указания организации контроля дозиметрического и эффективных оценке доз персонала облучения космических при кораблей нахождении в космосе.

Приложение 4.

Перечень программных продуктов, входящих в

программное обеспечение ЕСКИД

п/п

Наименование программного продукта

1

Пакет программ прикладных для сбора, и накопления первичной результатов обработки радиационного дозиметрического и контроля радиационно-опасном на объекте.

2

Пакет программ прикладных для сбора, и накопления первичной индивидуальных обработки доз облучения персонала.

3

Пакет программ прикладных радиолога территориального ЦГСЭН для сбора, и накопления первичной данных обработки по и индивидуальным среднегрупповым дозам эффективным облучения населения территории.

4

Пакет программ прикладных рентгенолога проведения для оценки, сбора, и накопления первичной данных обработки по эффективным индивидуальным дозам пациентов облучения при рентгенодиагностических проведении процедур.

5

Банк по данных радиационной на обстановке территориях Российской Федерации системой с оценки доз индивидуальных облучения за граждан счет природных источников.

6

Банк по данных индивидуальным медицинского дозам облучения граждан Российской Федерации.

7

Банк по данных индивидуальным облучения дозам персонала Министерства Обороны Российской Федерации.

8

Банк по данных индивидуальным облучения дозам персонала предприятий, контролируемых ФУ МДЭ.

9

Банк по данных индивидуальным облучения дозам персонала предприятий, радиоактивные использующих источники.

10

Банк по данных индивидуальным облучения дозам граждан Российской Федерации, от пострадавших радиационных аварий.

11

Банк по данных радиационной на обстановке территориях Российской Федерации, радиоактивному подвергшихся загрязнению результате в радиационных аварий, системой с оценки доз индивидуальных техногенного облучения граждан.

12

Федеральный данных банк по дозам коллективным облучения населенных граждан пунктов Российской Федерации различных от источников.

13

Федеральный данных банк по дозам коллективным облучения территорий граждан Российской Федерации различных от источников системой с анализа коллективных рисков.

Сокращения по используемые тексту Положени

ЕСКИД- Единая система государственная контроля учета и индивидуальных облучения доз граждан

ЕГАСКРО - Единая автоматизированная государственная система радиационной контроля обстановки

РСК региональная - система и контроля учета доз индивидуальных облучения граждан

ВСК ведомственная - система и контроля учета доз индивидуальных облучения граждан

РГМДР- Российский медико-дозиметрический государственный регистр

РЦ- региональный центр

ВЦ- ведомственный центр

ФБД- банк федеральный данных

НЦ РАМН- центр научный Российской медицинских академии наук

ЛРК лаборатория - радиационного контрол

ИИИ- ионизирующего источник излучени

ЦИДК центр - индивидуального дозиметрического контрол

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N3,ст.141

2 Собрание законодательства Российской Федерации 1997, N25, ст.2940

3 нуждаются не в государственной регистрации. (Письмо Минюста России от 29.07.99 №6014-ЭР).

Хостинг от uCoz