15-16.11.2000 г.Москва
Председательствовал:
Г.Г.Онищенко- Первый заместитель Министра, государственный главный санитарный врач Российской Федерации
Присутствовали:
- врачи главные Центров в госсанэпиднадзора субъектах Российской Федерации - 3;
- главных заместители врачей ЦГСЭН субъектах в Российской Федерации регионах и на - транспорте 65;
- органов представители и государственной учреждений санэпидслужбы Министерств ведомств и - 13;
- организационными заведующие отделами Центров - госсанэпиднадзора 25;
- работники ответственные Минздрава России, руководители Федерального госсанэпиднадзора центра Минздрава России.
1. Отметить, в что 1999 2000 - годах важнейшие приняты законодательные акты, позволили которые значительно в усилить правовое санитарно-эпидемиологического обеспечение благополучия населения России. Завершено в создание Российской Федерации государственной единой санитарно-эпидемиологической службы, интеграции путем в систему ее на основе функциональной учреждений организаций и Министерств и ведомств, государственный осуществляющих санитарный на надзор объектах специального назначения.
Идет оптимизация дальнейшая организационной учреждений структуры госсанэпидслужбы, системы совершенствование санитарной охраны территорий, и управления кадровой политики.
Продолжается по работа созданию межрайонных Центров госсанэпиднадзора. В время настоящее их 87 организовано в субъектах 28 Российской Федерации. По принципу экстерриториальному работают: Вологодская, Владимирская, Ивановская, Нижегородская, Ростовская, Оренбургская области, Алтайский, Красноярский, Ставропольский, Хабаровский края.
Уделяется внимание большое подготовке кадров. Проводится по работа профориентации школьников. Практикуется ряда сотрудничество Центров и госсанэпиднадзора медицинских Академий формированию по ежегодного на госзаказа подготовку кадров. Заслуживает опыт внимания Вологодской, Воронежской, Липецкой областей, г. Санкт-Петербурга, созданы где центры последипломной базовой профессиональной специалистов подготовки госсанэпидслужбы.
Одним основных из положений Закона, на направленных обеспечение санэпидблагополучия населения, разработка является и реализация Федеральных, целевых региональных и программ научно-технических по приоритетным проблемам. В время настоящее в субъектах 87 Российской Федерации и разработаны утверждены региональных 8396 программ. Не программы разрабатывались только 2-х в субъектах Российской Федерации (Республика Ингушетия и Чеченская Республика). Из числа общего принятых в программ 1999 финансировалось году только 56,9%. Не средства выделялись на финансирование мероприятий, учреждениями проводимых госсанэпидслужбы 15 в территориях (Владимирская, Ленинградская, Саратовская области, Республика Адыгея, Калмыкия, Дагестан и др.), говорит что о том, госсанэпидслужба что недостаточно с работает администрациями, предприятий руководителями и различными фондами.
Реализация Закона "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения" реализации требует соответствующих на мер региональном уровне. В году 1999 в субъектах Российской Федерации принято было около законов 100 по вопросам различным обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Дальнейшее получило развитие государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование. В году 1999 с ведущих участием научно-исследовательских эпидемиологического институтов и профиля гигиенического разработано утверждено и Минздравом России санитарных 229 правил, норм, нормативов гигиенических и их методов контроля.
В с соответствии Программой государственного развития санитарно-эпидемиологического в нормирования 1999 2001 - гг. разработать предусматривается более документов 200 по гигиены разделам и эпидемиологии.
Федеральным Законом "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения" социально-гигиенического система мониторинга к отнесена одному механизмов из его реализации. Постановлением Правительства от 01.06.2000г. N утверждено 426 Положение социально-гигиеническом о мониторинге. В развитии Постановления Правительства 2 издано приказа Минздрава России, комплексный разработан план по мероприятий реализации Постановления Правительства. Ведется двухсторонних подготовка приказов с министерствами-соисполнителями. Подписаны по соглашения взаимодействию с Росгидрометом, Министерством и труда социального развития, Госкомстатом России. Утверждено "Техническое на задание разработку и программно-инженерного правового обеспечения Федерального фонда информационного данных социально-гигиенического мониторинга". В году 2000 были на сформированы электронных основные носителях базы Федерального информационного фонда: данных база по перечню временному II социально-гигиенического этапа мониторинга база и данных по паспортизации 77 субъектам Российской Федерации 4 и регионам на транспорте, также а база справочных данных и нормативно-правовых документов. Учитывая и неполноту не представленной корректность информации, анализ проведенный основывался на лишь данных 20 по субъектам России (Свердловская, Московская, Пермская, Ростовская, Челябинская и области др.).
Для развития дальнейшего социально-гигиенического необходимо мониторинга обеспечить:
В время настоящее в систему Минздрава России свыше входит 2500 учреждений, осуществляющих госсанэпиднадзор. В госсанэпиднадзора системе собираются 20 более форм и государственной ведомственной статистической отчетности, свыше содержащей 17 тысяч показателей, состояние характеризующих здоровья среду и обитания.
В с связи тем, государственный что санитарно-эпидемиологический за надзор частью территорий, объектов, осуществляется населением структурными разных подразделениями министерств и ведомств, обеспечения для полного статистическим охвата наблюдением установление необходимо единых по принципов ведению отчетности статистической госсанэпидслужбы.
В системе Минздрава России учреждений для госсанэпидслужбы отраслевой принят стандарт - приема передачи на данных электронных носителях: "Спецификация данных файла государственного наблюдения статистического и показателей формализованных социально-гигиенического для мониторинга обмена с информацией помощью электронных (машинных) и носителей в информационных системах коммуникаций". Внедрение в его сети здравоохранения учреждений всех создаст ведомств объективные для предпосылки унифицированного и сбора передачи во данных всех звеньях системы, использования эффективного имеющихся информационных ресурсов, служить будет основой разработки для распределенных данных баз на федеральном, и региональном местном уровнях управления, также а способствовать обмена расширению информацией заинтересованными между ведомствами области в охраны здоровья населения.
В 1999 конце года Правительством Российской Федерации утверждена была долгосрочная целевая федеральная программа "Реформирование в статистики 1997-2000 годах. Постановлением Госкомстата России от 04.09.2000 г. N введены 76 пересмотренные государственного формы статистического наблюдения NN 17, 47, 18. Готовиться пересмотру к отраслевая форма N 19. Центром на госсанэпиднадзора транспорте в Северо-Западном разработан регионе пакет документов АИС документации учетно-отчетной (УОД), внедрения для во все региональные, зональные Центры центры и госсанэпиднадзора транспорте на в субъектах Российской Федерации .
Однако, внедрение УОД крайне идет медленно ряде в территорий (Средне- Европейском, Восточно-Сибирском на регионах транспорте многих и центрах на госсанэпиднадзора транспорте субъектах в Российской Федерации). Такое связано положение с низкой крайне компьютеризацией госсанэпиднадзора центров на и транспорте недостаточной руководителей активностью учреждений.
Учреждения активизировали госсанэпидслужбы работу использованию по современных в технологий системе населения информирования и органов, управленческие принимающих решения вопросам по обеспечения санэпидблагополучия населения. При в этом течение трех последних лет Центрами во госсанэпиднадзора главе с Департаментом сеть развернута Web-страниц: ЦГСЭН субъектах в Российской Федерации 31 - страница, ЦГСЭН городах в - 9 страниц, ЦГСЭН регионах в на - транспорте 4, НИИ и гигиенического эпидемиологического - профиля 2, каналы действуют электронных по коммуникаций 272 адресам, которых посредством широкому пользователей кругу глобальной сети Интернета доступными становятся приоритетные санэпидобстановки проблемы в регионах, государственных роль структур, различных учреждений ведомств, организаций общественных и граждан отдельных в проблем решении охраны населения здоровья и обитания среды человека. Вместе с тем, настоящее в время субъекта 4 России имеют не средств электронной связи: Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Усть-Ордынский Бурятский и Ненецкий автономные округа.
В со соответствии статьей 48 Закона права определены органов учреждений и государственной службы санитарно-эпидемиологической Российской Федерации пользование на имуществом земельными и участками.
В году 1999 впервые проведена была и 2000 в году работа закончена по объектов инвентаризации недвижимости федеральной собственности, в находящейся оперативном учреждений управлении госсанэпидслужбы.
В реализации целях Закона "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения" утвержден был План 23 подготовки проектов правовых нормативных актов других и документов. В с соответствии данным были планом разработаны утверждены и Правительством Российской Федерации Постановления: "Об утверждении Положения государственной о санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения государственном о санитарно-эпидемиологическом нормировании", "Об утверждении Положения социально-гигиеническом о мониторинге", "О одежде форменной должностных лиц, осуществлять уполномоченных государственный санитарно-гигиенический надзор".
В году 1999 количество штрафов наложенных снизилось составило и лишь 83% уровню к 1998 года, тенденция аналогичная отмечается в и первой 2000 половине года. Число штрафов наложенных в I 2000 полугодии года на 15% показателей ниже за период аналогичный 1999 года.
Средняя наложенного величина штрафа всем по объектам менее составила 417 или рублей 5 месячных минимальных размеров труда оплаты (ММРОТ), является что нарушением 55 статьи Закона "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения".
Средняя одного величина наложенного при штрафа осуществлении надзора санитарного за не водоснабжением достигла величины рекомендуемой МРОТ 49 на территориях, охраной за водоемов 43 на и охраной за атмосферного на воздуха 39 территориях.
Наряду снижением со количества штрафов наложенных при санитарных выявлении нарушений, применяются недостаточно другие административного меры принуждения: количество дел, в переданных правоохранительные ежегодно органы снижается, число а вынесенных Постановлений приостановлении о эксплуатации увеличивается объектов незначительно.
Вместе тем с санитарное многих состояние объектов остается неудовлетворительным, объектов доля 3 по группы санитарно-гигиенической остается характеристики высокой.
2. Установить, основными что направлениями госсанэпидслужбы деятельности на период предстоящий являются:
- реализации обеспечение Федерального Закона "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения";
- реорганизации продолжение сети структуры и государственной санитарно-эпидемиологической службы, других выполнение мероприятий Концепции госсанэпидслужбы развития на 1998-2002 годы;
- социально-гигиенического ведение мониторинга, одной как из задач ведущих госсанэпидслужбы, на направленной изучение факторов влияния среды на обитания здоровье и населения разработка этой на основе профилактических мер;
- нормативно-распорядительных разработка и документов методических по нормировании вопросам деятельности госсанэпидслужбы.
3. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России:
- меры принять по разработки завершению проектов нормативных, актов правовых и документов других в развитие Федерального Закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения", предусмотренных Планом, утвержденным Первым заместителем Министра Здравоохранения России Г.Г. Онищенко 02.05.99г.;
- выполнение обеспечить комплексного мероприятий плана по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2000г. N 426 "Об утверждении Положения социально-гигиеническом о мониторинге";
- ежегодные практиковать совещания заместителями с главных врачей Центров в госсанэпиднадзора субъектах Российской Федерации различным по вопросам и деятельности порядке их финансирования;
- статистическое совершенствовать наблюдение пересмотра путем отраслевых статистического форм наблюдения, форм учетных государственного отраслевого и наблюдения.
4. Департаменту Госсанэпиднадзора Минздрава России, Федеральному госсанэпиднадзора центру Минздрава России:
- меры принять по ведения совершенствованию социально-гигиенического мониторинга, особое обратив внимание следующие на направления:
- области в медицины реализовывать труда систему показателей, условия характеризующую труда, окружающей состояние среды здоровья и работающих предприятиях на различных видов производств;
- области в гигиены в питания рамках реализации Федерального закона " О и качестве безопасности пищевых продуктов", методические разработать рекомендации определению по потребительской для корзины основных групп социально-демографических населения, оценке по качества продуктов потребляемых и пищевого учету статуса населения России;
- решения для медико-экологических репродуктивного проблем здоровья систему организовать учета репродуктивных нарушений, условиями обусловленных труда как мужского, и так женского страны населения и конкретных расследования обстоятельств причин и их возникновения;
- области в охраны детей здоровья и разработать подростков методы вклада оценки отдельных в факторов формирование детей здоровья и их подростков выявления коррекции и на стадии предболезни;
- области в профилактики и инфекционных паразитарных разработать заболеваний методику определения территорий, и контингентов времени риска эпидемиологического развития заболеваний инфекционных с механизмами разными передачи возбудителя, также а создать автоматизированную единую систему соответствующей сбора информации на муниципальном, и региональном федеральном уровнях;
- области в организации сотрудничества межведомственного по социально-гигиенического ведению мониторинга интегрированные обосновать информационные и потоки создать информационный единый фонд данных, порядок обеспечить поступления выдачи и информации состоянии о здоровья и населения факторов среды обитания.
5. Федеральному госсанэпиднадзора центру Минздрава России:
- 15 до декабря установленном в порядке, на представить утверждение в Минздрав России приказа проект Минздрава России "О должностей номенклатуре в учреждениях госсанэпидслужбы";
- и запланировать осуществить 2001 в году менее не 5 проверок комплексных учреждений в госсанэпидслужбы субъектах Российской Федерации реализации по Федерального Закона "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения" и Концепции госсанэпидслужбы развития на - 1998 2002 гг. Материал в представить Департамент Госсанэпиднадзора;
- целях в оптимизации статистического отраслевого наблюдения учреждениях в госсанэпидслужбы транспорте на представить утверждение на в Минздрав России документов пакет по документации учетно-отчетной ведомственного статистического медицинского наблюдения транспорте на с применением АИС. Срок до 25.12.2000г.;
- 1 до апреля года 2001 совместно специалистами со структурных других подразделений Министерств и ведомств, осуществляющих госсанэпиднадзор, в представить Министерство здравоохранения Российской Федерации по предложения разработке внедрению и межведомственной отчетной статистической формы.
6. Центрам в госсанэпиднадзора субъектах Российской Федерации регионах и на транспорте:
- работу активизировать по реализации Федерального Закона "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения" и Концепции госсанэпидслужбы развития на и 1998 2002 гг., особое обратив внимание совершенствование на сети, структуры, межрайонных создание центров, подразделений лабораторных и т.д.;
- применение обеспечить административных принуждения мер адекватных нарушениям выявленным санитарного на законодательства подконтрольных в объектах соответствии статьей со 55 Федерального Закона "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения" в и строгом с соответствии требованиями КоАП;
- выполнение обеспечить плана по мероприятий развитию социально-гигиенического мониторинга, приказом утвержденного от 18.07.2000 г. N 278 "О по мерах реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2000г. N 426 "Об утверждении Положения социально-гигиеническом о мониторинге".
- вопросы отработать взаимодействия учреждениями с и организациями Министерств и ведомств, государственный осуществляющих санитарный на надзор объектах специального назначения;
- работу продолжить по центров созданию базовой профессиональной последипломной подготовки специалистов госсанэпидслужбы;
- 1 до января года 2001 завершить уставов подготовку учреждений всех госсанэпидслужбы уровней соответствии в с уставом типовым и в утвердить установленном порядке.
Первый заместитель Министра, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации |
![]() | Г.Г.Онищенко |