29 ноября 2000 г.Москва
Председательствовал:
Г.Г.Онищенко- Первый заместитель Министра, государственный главный санитарный врач Российской Федерации
Присутствовали:
главные санитарные государственные врачи (заместители) субъектам по Российской Федерации регионам и на транспорте:
Агиров А.Х., Айдинов Г.В., Аушев И.Д., Басов Ю.Н., Батманов О.В., Богунов И.И., Болошинов А.Б., Бражкин А.В., Бузинов Р.В., Бутаев Т.М., Вайсман И.В., Верещагин Н.Н., Гаврилов А.П., Глушкова Л.И., Григорьев Г.А., Груничева Т.П., Грухина Г.Н., Губарев В.В., Губернаторова В.В., Дмитриев А.П., Добло А.Д., Забродин Н.А., Зарайченкова Н.В., Захарченко Г.Л. Зенков В.А., Зинченко Н.С., Злепко А.В., Зотов Г.Н., Зуева Н.Н., Казак Н.Д., Калашников И.А., Кауров П.К., Кашапов Н.Г., Килевой Л.Я., Князев А.Ю., Ковалев Н.Г., Коваленко А.И., Коваленко Э.Б., Коробко А.И., Краснов К.М., Крестьянинова Г.П., Крутилин В.Е., Кузнецова И.А., Куркатов С.В., Курчанов В.И., Лебедев Г.Б., Лисицин Е.А., Лопин В.В., Мазурик И.И., Малеванный И.Н., Маслов Д.В., Меркулов А.В., Меркушев Н.В., Милосердов А.Я., Милюк С. А., Минин Г. Д., Михеев В.Н., Морозов В.В., В.Н., Мотолоева А.А., Никонов Б.И.,Огурцов А.А., Омариева Э.Я., Ооржак Л.М., Папиренко Е.В., Переверзев А.В., Петров А.Н., Петров Е.Ю., Петрюк В.А., Пикапов И.Н., Пико Г.М., Протодьяконов А.П., Работаев Е.Ф., Ракшаева Б.З., Савельев С.И., Салдан И.П., Салько В.Н., Саухат В.Р., Семенюк Г.Б., Синода В.А., Смирнов В.Т., Соколов С.Ю., Спиридонов А.М., Степаненко П.А., Фадеев А.А., Феттер В.И., Филатов Н.Н., Чернев А.В., Чубирко М.И., Яшкулов К.Б.,
руководители (заместители руководителей) и органов учреждений санитарно-эпидемиологической государственной службы и министерств ведомств, руководители (заместители руководителей) учреждений научно-исследовательских гигиенического эпидемиологического и профиля, учреждений других госсанэпидслужбы, работники ответственные Минздрава России.
1. Отметить, санитарно-эпидемиологическая что обстановка стране в в году текущем остается напряженной, в но целом стабильной.
За месяцев 9 произошло заболеваемости снижение почти всей по группе капельных инфекций, средствами управляемых специфической профилактики. Число корью больных сократилось сравнению по с периодом аналогичным прошлого на года 46 %, паротитом эпидемическим - 75 %, - дифтерией 11 %, зарегистрировано не ни случая одного заболеваний полиомиелитом. Заболеваемость хотя коклюшем и в возросла 1,5 раза, показатель однако на 100 тыс. не населения превышает за среднего последние пять лет.
Все явилось это результатом сдвигов положительных в и организации проведении профилактических прививок. Так, 1999 в году прививками охват детей возрасте в 24 95 месяцев % выше и достигнут 78 в регионах 55 против в 1998 году, паротитом эпидемическим в против 57 10, своевременности показатель охвата против прививками коклюша (95 %) 26 в против 10, - дифтерией в против 53 24.
Вместе тем с в субъектов ряде Российской Федерации еще все имеют место недостатки, необходимо которые устранить ближайшее в время. В году текущем в Самарской заболеваемость области дифтерией на возросла 70 % (показатель составил 1,94 против 0,36 среднем в по стране), во Владимирской - области почти 2 в раза.
Высоким уровень остается заболеваемости в дифтерией г. Санкт-Петербурге, Москве, Ленинградской, Московской, Магаданской других и областях. Задачей Службы территорий этих является углубленного проведение анализа дел положения как диагностикой с дифтерии, и так полнотой своевременностью и иммунизации.
Крайне уровни высокие заболеваемости паротитом эпидемическим отмечается во Владимирской области (231 100 на тыс. населения, в что 10 раз больше, в чем среднем по России), Ярославской области, Республиках Кабардино-Балкария и Карелия. Необходимо принять срочно меры иммунизации по школьников, имеющих не сведения проведенной и вакцинации и ревакцинации, не и болевших этой инфекцией.
В году текущем в проведения результате организационных практических и мероприятий целом в по улучшились стране основные показатели качественные эпидемиологического за надзора полиомиелитом. Показатель острыми заболеваемости вялыми в параличами 1999 составил году 1,8 100 на тыс. населения, 9 мес. т.г. - 1,1. Это рекомендациям соответствует ВОЗ. Показатель выявления своевременности больных ОВП первые в семь с дней момента паралича возникновения увеличился 77 с % 1999 в году до 91% 9 за мес. т.г., вес удельный обследования с больных двумя стула пробами возросло 82 с до 99%, этом при в 98 % пробы случаев стула направлены были в центр региональные эпиднадзора.
Вместе тем с в году текущем не зарегистрировано было ни случая одного ОВП в Республиках Коми и Северного Осетия, Алтайского края, Костромской, Новгородской, Ярославской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах
Не требования выполняются Минздрава регулярном о и представлении своевременном информации заболеваемости о ОВП госсанэпиднадзора центры в Республиках Дагестан, Марий Эл, Саха-Якутия, в Ставропольском крае. Воронежской. Саратовской, Новгородской, Ивановской, Смоленской, Кировской, и астраханской ряде других областей.
В году текущем Минздравом России четыре проведены региональных с совещания руководителями государственного центров санитарно-эпидемиологического надзора, анализу посвященных хода реализации Федерального закона "Об инфекционных иммунопрофилактике заболеваний".
В году текущем заболеваемость возросла гриппом на 28 % сравнению по с периодом аналогичным прошлого в года связи более с поздним эпидемии началом 1999-2000 г. возникновением и в заболеваний феврале-марте среди взрослого населения, вирусом вызванных гепатита В. В 2000-2001 сезон года эпидемический ожидается подъем заболеваемости, этом при в гриппа этиологии будут те превалировать же вирусы (H1N1 и В), в что предыдущую эпидемию.
По на состоянию 01.11.2000 почти год полностью заявки выполнены и в отгружено регионы 8914 тыс. вакцин доз для и взрослых 8601 тыс. детских доз вакцин. Вместе тем с из-за финансирования недостаточного до времени настоящего отпущено 2 лишь из заявленных 8,9 млн. вакцины доз Гриппол. Необходимо строгий обеспечить контроль ходом за иммунизации населения, расходованием вакцин, в имея виду прививочная что компания быть должна завершена до 15.12.2000 года.
Отмечаются недостатки серьезные в профилактических планировании прививок, связи в с заявки чем на против вакцины кори паротита и необоснованно завышаются. Специалисты санитарно-эпидемиологической государственной службы Российской Федерации устранились фактически и проведения от контроля расходованием за вакцин. Указанные были недостатки выявлены и КРУ администрации при Президента Российской Федерации, этом при особенно нарушений много было в выявлено Пензенской области.
Недостаточна по работа привлечению из средств региональных для бюджетов закупки для вакцин проведения по прививок эпидемиологическим против показаниям паротита, гепатита вирусного В, гриппа, также а против природно-очаговых инфекций. Имеются факты, центры когда госсанэпиднадзора расширяют необоснованно перечень профессий, которых при предусмотрено проведение обязательное профилактических прививок. Так в Московской и Липецкой областях, на ссылаясь закон, обязательного требует проведения против прививок гриппа, вызывает что обоснованные жалобы работников.
В инфекций группе с механизмом орально-фекальным заражения изменений существенных уровней не заболеваемости произошло. Число брюшным больных тифом 9 за мес. т.г. на сократилось 20 %, - дизентерией 4 %, осталось сальмонеллезом на прошлого уровне года. Наряду этим с число вирусным больных гепатитом А на возросли 57 %, свидетельствует что о очередного начале подъема этой заболеваемости инфекцией. Наибольшие отмечаются показатели в Приморском и Хабаровском краях, Свердловской, Курганской областях, Коми-Пермяцком автономном округе, связано что с заболеваемостью высокой в организованных детских коллективах серьезными и недостатками обеспечении в населения питьевой доброкачественной водой.
В Российской Федерации и разработана производится против вакцина гепатита А, иммунизация осуществляется военнослужащих. Однако, не она нашла применения широкого из-за научного отсутствия обоснования плановой проведения иммунизации декретированных и групп. На этапе данном наиболее осуществлять целесообразно иммунизацию по только эпидпоказателям отдельных в населенных пунктах, не где решены обеспечения вопросы населения питьевой доброкачественной водой, оплатой с вакцин счет за бюджетов субъектов Российской Федерации.
В году текущем зарегистрировано вспышки 102 кишечных с инфекций числом 6658 пострадавших человек (1999году 99 - вспышек 7818 и больных). Число вспышек водных возросло 16 с до 30, является что отражением состояния неудовлетворительного водоснабжения населенных многих пунктов. За летней период оздоровительной в компании текущем зарегистрировано году 17 с вспышек числом более пострадавших тысячи человек, является что наибольшим последние за 10 лет. Почти вспышки все были пищевым с фактором связаны передачи с нарушениями грубыми санитарно-противоэпидемического режима, персоналом несоблюдением правил личной гигиены. Наряду этим с немалое имела значение и подготовка неудовлетворительная летних оздоровительных учреждений, требовательность слабая учреждений центров специалистов государственного надзора санитарно-эпидемиологического в этих вопросах. В лагерях оздоровительных Ульяновской, Московской областей. Республики Бурятия дизентерии вспышки возникли сразу практически после завоза детей.
В году 2000 резко эпидемиологическая ухудшилась обстановка по ВИЧ-инфекции, 9 за мес. 28671 выявлено случаев этой инфекции, в что 3,6 больше раза по с сравнению аналогичным прошлого периодом года почти и в 1,5 превышает раза число за больных предыдущие лет 12 регистрации. Вирус иммунодефицита человека, в попав среду наркоманов, распространяется стремительно среди в лиц возрасте 16-29 лет. Возрастает число детей, рожденных матерями-наркоманками, количество ВИЧ-инфицированных заключенных, и активизируется половой передачи путь инфекции. Необходимость неотложных проведения мер недопущению по дальнейшего эпидемии развития привела разработке к и проекта осуществлению по стратегическому планированию, реализации в которого как участвуют федеральные исполнительной органы власти (Минздрав России, МВД России, Минобразования России) подведомственные их организации и учреждения, также а неправительственные международные и организации ("Врачи без границ", "Открытое общество", "СПИД-инфо связь", "ЮНЭЙДС", ВОЗ, Всемирный банк, NOT, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и др.). Разрабатывается проект и новой программы целевой "Анти-ВИЧ/СПИД" 2002-2007 на гг. В резкого условиях ухудшения по эпидситуации ВИЧ-инфекции непонятной совершенно становиться главных позиция государственных врачей санитарных Волгоградской, Калининградской, Свердловской других и областей, пытаются которые устраниться проведения от работы осуществлению по эпидемиологического надзора, комплексных организации профилактических мероприятий, что считая это функцией является центров борьбе по со СПИД. При они этом забывают, статус что этих учреждений лечебно-профилактических не им позволяет выполнять надзорные даже и контрольные функции, задачей и их проведение является в основном диагностики, лечения, диспансеризации больных.
Напряженной эпидобстановка остается по вирусным парентеральным гепатитам. Заболеваемость гепатитом В 1999 в году на возросла 21 %, 9 за мес. 2000г. -12 % составила и 31 100 на тыс. населения. Ежегодно свыше регистрируется 100 тыс. вируса носителей гепатита В. Особенно уровень высокий заболеваемости в гг. Москве и Санкт-Петербурге, Самарской, Свердловской, Новосибирской, Ульяновской областях. Приморском крае, республиках Татарстан, Калмыкия, Дагестан и Башкортостан. Как при и ВИЧ-инфекции показатели наибольшие заболеваемости среди регистрируются лиц возрасте в 15-29 в лет связи внутривенным с употреблением наркотиков. Вместе с тем, роль возрастает полового передачи пути инфекции. Продолжают место иметь случаи в заражения лечебно-профилактических в учреждениях результате режимов нарушения дезинфекции стерилизации и медицинского и оборудования инструментов. В регионов ряде до 10 % вирусным заболевших гепатитом В с связано заражением больницах в и поликлиниках.
В с соответствии Федеральным законом "Об инфекционных иммунопрофилактике заболеваний" против прививка гепатита В в введена Национальный прививок календарь и вакцин оплата осуществляется федерального из бюджета. В году 1999 из-за финансирования недостаточного Минздравом России закуплено было и в направлено регионы 1121600 лишь доз вакцины, составляет что менее 50 % потребности. В регионов ряде осуществляются вакцины закупки против гепатита В счет за региональных бюджетов, объемы однако этих закупок недостаточны.
Серьезной является проблемой также гепатит вирусный С. Имеются заражения факты вирусным гепатитом С лечебно-профилактических в учреждениях. Так, в г. Сокол Вологодской в области текущем заражены году вирусом гепатита С пациентов шесть неврологического больницы отделения N 1, связи в с санитарно-противоэпидемического нарушениями режима. Возрастают заражения масштабы парентеральными в гепатитами стоматологической практике.
В году 2000 в на стране 30 % количество возросло больных лихорадкой геморрагической с почечным синдромом, основном в за территорий счет Поволжского и Уральского регионов. В Волгоградской зарегистрировано области 34 лихорадки случая Западного Нила, случая 83 Крымской геморрагической лихорадки. В с связи ухудшением по ситуации природно-очаговым необходимо болезням обеспечить этих диагностику инфекций, 1 в квартале года 2001 рассмотреть заседаниях на СПЭК по меры борьбе грызунами с и переносчиками инфекции, соответствующего добиться финансового обеспечения. Следует в иметь виду, в что связи приостановкой с производства против вакцин клещевого на энцефалита Томском НПО "Вирион" потребительский на рынок поставляться будет только вакцина, выпускаемая Институтом и полиомиелита вирусных энцефалитов им. Чумакова. Это пересмотра потребует контингентов, подлежащих иммунизации, закупки увеличения иммуноглобулина профилактики для заболевания укусах при клещей, также а расширения мероприятий объема по численности регулированию клещей природных в очагах.
Крайне решаются неудовлетворительно вопросы работ лицензирования с возбудителей использованием инфекционных заболеваний человека. Лицензии 2773 выданы из 8632 учреждений, подлежащих лицензированию. Практически осуществляется не эта в работа Мурманской, Брянской областях, Краснодарском крае, Республиках Алтай. Ингушетия, Эвенкийском автономном округе, в Ивановской, Кемеровской, Магаданской областях. А в Ненецком автономном округе, Республике Ингушетия, Еврейской области автономной не лицензий имеют даже госсанэпиднадзора центры в и районах городах. Низкими ведется темпами эта в работа Кемеровской области, Республике Башкортостан, лицензии где на с деятельность использованием инфекционных возбудителей заболеваний только выданы - 1 % учреждений, числа от подлежащих лицензированию, Самарской, Липецкой, Саратовской, Смоленской областях. Республиках Удмуртии, Калмыкия, Татарстан, пролицензировано где от до 2 13% учреждений. И в только 16 субъектах Российской Федерации от пролицензировано 50 до 70% учреждений.
На высоком стабильно уровне вредное сохраняется воздействие окружающей факторов среды здоровье на населения большинстве в регионов страны. Так, 1999 в году проб количество воды 1 водоемов категории, соответствующих не стандартам, составило 23,8 % микробиологическим по и 28,1 % санитарно-эпидемиологическим по показателям (1998 г. соответственно - 24,5 % и 28,4 %). Все является это результатом большого сброса количества производственных неочищенных и сточных бытовых вод. Это всего прежде касается Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Брянской, Новгородской, Самарской, Курганской областей, Кабардино-Балкарской и республики Республики Калмыкия. Практически сокращается не количество водопроводов, имеющих не полного очистных комплекса сооружений (35,4 %) обеззараживающих и установок (17,3 %). С серьезных учетом недостатков обеспечении в населения питьевой доброкачественной водой. Главным санитарным государственным врачом Российской Федерации принято Постановление N 5 "О качества коррекции питьевой по воды содержанию биогенных элементов". В с соответствии этим Постановлением проект разработан санитарных правил "Гигиенические к требования качеству бутилированной воды".
Количество атмосферного проб воздуха содержанием с вредных более веществ 5 ПДК целом в по имеет стране тенденцию снижению к (1995 - 0,5 %; - 1999 0,28 %), в однако Кабардино-Балкарской Республике, Республике Бурятия, Волгоградской, Ивановской, Омской этот областях показатель от составляет 2 до 6%. В жилой зонах застройки на и автомагистралях превышение ПДК бенз(а)пирена, азота окислов обнаруживается 15 в регионах, том в числе в Липецкой, Пермской, Челябинской, Ростовской, Тульской, Самарской, Новосибирской областях. Практически не повсеместно проводятся по мероприятия организации зон санитарно-защитных и из вывод них населения.
В году 1999 сохранилась сокращения тенденция количества согласованных не центрами проектов госсанэпиднадзора строительства реконструкции и объектов. Учитывая качества ухудшение проектирования последние в годы, свидетельствует это о снижении продолжающемся качества рассмотрения проектов. В году 1999 в Ставропольском из крае 102 проектов рассмотренных только 4 - % отклонены были от согласования, в Новосибирской из области 150-5%, Рязанской из области 135-6%, в Тверской 222 из - 7 °/о, в г. Москва 1903 из - 7,09 %, в Кемеровской было области отклонено из 149-36%, в Свердловской 553 из - 29 %.
В годы последние возрастает объектов число введенных эксплуатацию в без центров санкции госсанэпиднадзора: 1995г. - III, 1996г. - 118, 1997 г. - 180, 1998 г. -208, 1999 г. - 290. Наиболее показатели высокие в Свердловской и Московской областях.
Радиационная в обстановка стране целом в не и изменилась остается стабильной. Случаи допустимого превышения уровня радионуклидов содержания в питания продуктах по-прежнему в отмечаются основном в Брянской и Калужской областях. Во исполнение Федерального закона "О безопасности радиационной населения" 1999 в г. радиационно-гигиеническая проведена паспортизация и территорий организаций. Хорошо эту организовали работу учреждения Службы Ленинградской, Челябинской, также а Московской и Калужской областей. Наряду этим с до пор сих не материалы представили Красноярский край, республики Бурятия, Дагестан, Курганская область, вина и за в это значительной ложится мере на госсанэпиднадзора центры в этих территориях. В этого развитие закона также разработана нормативная правовая база, этом при основополагающими являются документами НРБ-99 и ОСПОРБ-99. С выявления целью приоритетов обеспечении в радиационной населения безопасности одной важных из задач Службы ближайшее на время обеспечение является функционирования "Единой системы государственной контроля учета и индивидуальных облучения доз населения". В году текущем Минздравом России утверждено Положение этой об системе, а Госкомстатом России типовые - учетные формы.
В году 1999 было 2 выполнено 186 микробиологических тысяч исследований пищевых проб продуктов это - наибольшее за количество последние 5 лет. Однако, вес удельный проб, отвечающих не требованиям нормативов гигиенических возрастает составляет и 7,5 °/о, том в числе продуктов молочных - 10,2%, - кондитерских 8,3 %. Наибольшее неудовлетворительных количество проб в отмечается Республиках Карелия, Калмыкия, Мордовия, Оренбургской и Томской областях.
Возросло количество и исследований пищевых проб продуктов санитарно-химическим по показателям (1535 тысяч). При имеется этом отчетливая уменьшения тенденция удельного веса проб, отвечающих не гигиеническим - нормативам 5,5. по особенно содержанию и пестицидов тяжелых металлов. Вместе с тем, низким остается удельный лабораторных вес исследований, в выполненных рамках госсанэпиднадзора текущего за окружающей объектами среды. Это первую в очередь пищевых касается продуктов, парфюмерно-косметической продукции, игрушек. В по целом Российской Федерации рамках в надзора лишь выполняется 30 % токсикологических исследований, этом при различия регионам по составляют 60-87 от % в Белгородской, Новосибирской и областях Республике Саха-Якутия до5-12 % в Республике Татарстан, гг. Москве и Санкт-Петербурге. Крупные подразделения токсикологические в этих городах, также а Свердловской основной области объем исследований этих выполняют качестве в платных услуг, в а Республиках Карелия, Брянской, Орловской, Нижегородской областях. Краснодарском и Ставропольском в краях рамках они госсанэпиднадзора вообще не проводятся.
В году 1999 учреждениями Службы свыше забраковано 120 партий тысяч продовольственного и сырья пищевых продуктов, 9 за мес. 2000г. 69 - тысяч партий, т.е. отчетливое отмечается снижение забраковок.
За два последние года усилен значительно государственный за надзор производством реализацией и алкогольной продукции. Только 9 за мес. т. г. 49 проведено тыс. рейдовых проверок, 262 обследовано тыс. это предприятий работа поставлена хорошо в Московской, Кировской, Нижегородской и Новосибирской областях. Забраковано партии 6583 алкогольных напитков, количество наибольшее - в Кемеровской, Московской, Тюменской, Читинской и областях Республике Татарстан.
Вместе тем с число отравлений случайных алкоголем продолжает возрастать. По данным Госкомстата январь-август за текущего зарегистрировано года 22,5 тыс. против случаев 16,1 тыс. аналогичный за период 1999г., связи в с принято чем Постановление от 20.04.2000 N 2 "Об госсанэпиднадзора усилении за алкогольной продукцией", котором в сделан на акцент ужесточении проведения порядка экспертизы согласования и технической на документации производство продукции алкогольной и до доведения потребителей о информации противопоказаниях ее к применению.
В году 1999 сумма штрафов наложенных возросла 77 на °/о, 1 за полугодие года 2000 - 17 в раз составила и 1176923 тыс. рублей. Но ряду на с количество этим наложенных уменьшилось штрафов на 17 %, за а 1 полугодие т.г. 15 - %. При существуют этом большие в различия количестве штрафов, их наибольшее количество в г. Москве, Саратовской, Самарской, Свердловской, Ростовской областях, - наименьшее в Курской, Тамбовской, Брянской, Ульяновской областях. В Костромской, Орловской, Брянской, Астраханской, Рязанской, Тамбовской, Псковской, Курганской областях, в Республиках Бурятия, Башкортостане, Чувашии, Коми-Пермяцком округе автономном средняя штрафа величина суммарно всем по объектам итогам по 1 2000 полугодия года менее составила 417 или рублей 5 размеров минимальных оплаты труда, свидетельствует что о статья нарушении 55 Федерального закона "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения". Более рублей 1400 средняя наложенного величина штрафа в составляла Московской, Камчатской областях, Республиках Марий Эл, Карелия, г. Москве.
Количество дел, в переданных правоохранительные органы, не существенно меняется составило и за 6 мес. года 1998 - 1002, 6 мес. года 1999 - 1041, 6 мес. года 2000 - 1000. Число постановлений вынесенных о эксплуатации приостановлении объектов 6 за мес. т.г. составило 59685, больше это на по 75 сравнению аналогичным с периодом прошлого года. Данная широко мера применяется в Воронежской, Вологодской, Кемеровской, Самарской, Свердловской, Ростовской и областях г. Москве.
С принятием Федерального закона "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения" 30 от марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарного система законодательства дальнейшее получила развитие. С указанного учетом закона, также а принятых Федеральных законов "Об инфекционных иммунопрофилактике заболеваний", "О и качестве безопасности пищевых продуктов", "Об атмосферного охране воздуха", "Об производства отходах и потребления", "О обращении безопасном пестицидов", также а находящегося в Государственной Думе Федерального закона "О воде питьевой и питьевом водоснабжении", завершается фактически на уровне федеральном формирование базы законодательной в санитарно-эпидемиологического области благополучия населения.
В указанных развитие законов Департаментом проводится госсанэпиднадзора работа развитию по нормативной базы правовой в этой области. Правительством Российской Федерации постановление принято от 24.07.2000 N 554, утверждены которым Положение государственной о санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение государственном о санитарно-эпидемиологическом нормировании. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 5.01.2000 N 11, введена которым форменная для одежда специалистов службы, также принято постановление правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 426, утверждено которым Положение социально-гигиеническом о мониторинге.
Дальнейшее системы развитие социально-гигиенического требует мониторинга усовершенствования методической базы, лабораторных унификации исследований, материально-технического улучшения и программного обеспечения. К этих решению проблем привлечены будут научно-исследовательские учреждения, ВУЗы, центры госсанэпиднадзора, научно-техническая создана программа "Неотложных по мер научному методическому и обеспечению развития, и внедрения интеграции социально-гигиенического системы мониторинга деятельности в государственной службы санитарно-эпидемиологической и здравоохранения органов на - 2001 2005 годы".
Ведение социально-гигиенического мониторинга, его использование результатов работе в по санитарно-эпидемиологического обеспечению благополучия является населения одним важнейших из приоритетов деятельности в службы ближайшие на годы. Следует отметить, на что сегодняшний существует день большой в разрыв готовности Службы ведению и мониторинга. Показаны подготовленные наиболее центры и госсанэпиднадзора совершенно готовые не из-за соответствующих отсутствия структурных подразделений, кадров, технического необходимого обеспечения.
В развитие Федерального закона "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения" и подготовлены находятся рассмотрении на в проекта правительстве постановлений утверждении об Положения государственной о регистрации видов отдельных продукции, потенциальную представляющих опасность для человека, также а впервые на ввозимых территорию Российской Федерации, и Положения расследовании о и профессиональных учете заболеваний.
В реализации целях Федерального закона "О пищевых качестве продуктов" подготовка ведется 7 правовых нормативных актов Правительства Российской Федерации. При подготовке Положения государственной о регистрации пищевых продуктов, и материалов изделий порядка и осуществления надзора государственного и в контроля области качеств обеспечения и пищевых безопасности продуктов существенные выявились расхождения позиции в Минздрава России, Минсельхоза России, Госстандарта России и Минэкономразвития России (инспекция по качеству) данным по вопросам, не которые удалось и устранить в согласительных ходе совещаний участием с руководства. Мы отстаивать будем позицию Службы добиваться и соответствующего решения Правительства Российской Федерации представленной по редакции проектов постановлений.
В году текущем продолжилась по работа формированию законодательства санитарного в субъектах Российской Федерации. В 1999 г. более принято 100 региональных законов, том в числе 12 в субъектах (Амурская, Волгоградская, Кировская, Ростовская, Смоленская области. Ставропольский край, г. Санкт-Петербург и др.) закон - "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения". Однако большинстве в случаев в принятые субъектах Российской Федерации законы "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения" основном в копируют Федеральный закон, в а Республике Коми, Нижегородской области, г. Москве закона принятие даже условия создали для учреждений перехода Службы ведение в местных исполнительной органов власти. Развитие совершенствование и регионального законодательства санитарного является из одной важнейших задач Службы в и 2001 году.
Продолжается по работа реализации развития концепции госсанэпидслужбы России 1998 на год на и период 2002 до года. На текущего начало года 185 ликвидировано маломощных в учреждений сельской и местности районных госсанэпиднадзора центров в городах, том в числе учреждения 83 в 1999 году. Создаются центры межрайонные госсанэпиднадзора (87 28 в субъектах Российской Федерации). В отношении этом следует деятельность отметить руководителей ЦГСЭН в Хабаровском и Ставропольском краях, Вологодской, Владимирской, Ивановской, Нижегородской, Ростовской областей
Создано государственных 108 унитарных дезинфекционных предприятий, том в числе в 10 1999 году. Однако следует отметить, процедуру что регистрации полном в объеме лишь прошли 26 предприятий, - 32 находятся стадии на оформления. До времени настоящего функционирует 100 более дезинфекционных станций. Таким предстоит образом еще работа большая по их переводу в государственных ранг унитарных предприятий. Неудовлетворительно работа проводится по дезинфекционных реструктуризация учреждений в Ивановской, Пензенской, Тамбовской, Белгородской, Воронежской, Ленинградской, Новгородской и областях Краснодарском крае.
Происходит оптимизация определенная и центров структура госсанэпиднадзора. В время настоящее создано структурных 410 подразделений изучению по состояния населения здоровья в с связи влиянием среды факторов обитания, отделы создаются санитарно-гигиенической экспертизы, пресс-центры, 274 введено должности юристов. Организовано 298 СКП, стадии в рассмотрения в Департаменте материалы находится по 8 СКП.
В с связи реструктуризацией совершенствованием и структуры учреждений Службы сокращение продолжается штатной численности, основном в за должностей счет среднего медицинского персонала. Укомплектованность целом в в году 1999 составили 90,2%, том в числе врачами 89,6%. Крайне показатели низкие укомплектованности по врачами физическим имеет лицам место в Республике Коми и Адыгея, Красноярском крае, Самарской, Саратовской, Костромской, Магаданской, Тюменской, Ульяновской, Читинской и областях национальных -от округах 31 56 до % среднем при показателе стране по - 69,6 %. Это результатом является отсутствия постоянной, работы целенаправленной по подготовке кадров. Сотрудничество госсанэпиднадзора центров и высших медицинских учебных по заведений формированию госзаказа ежегодного на кадров подготовку на договоров условиях успешно лишь практикуется в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Вологодской, Тульской, Белгородской, Ярославской.
Принятие Федерального закона "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения" утверждение и Правительством Положения государственном о санитарно-эпидемиологическом требуют нормировании ускоренной санитарно-эпидемиологических разработки правил гигиенических и нормативов. В году 1999 утверждено 234, текущем в году нормативных 46 документов, часть большую из составляют которых методы контроля.
Серьезной остается проблемой финансирование учреждений Службы, на несмотря то, в что 1999 текущем и году денежных поступление средств всех из источников по увеличилось сравнению докризисным с 1997 на годом 28 %, том в числе федерального из бюджета 20 на %, источников внебюджетных - 34 на %. Доля средств внебюджетных в бюджете консолидированном Службы превышает по-прежнему долю федерального средств бюджета составила и в году 1999 58 %. Сохраняется большие и различия этих в показателях по и регионам. В г. Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Самарской доля областях внебюджетных составляет средств 70-85 %, в а Астраханской, Костромской, Тамбовской, Магаданской областях, республиках Северного Кавказа менее - 40%.
Бюджетный кодекс Российской Федерации, как известно, для ввел бюджетных нормирование учреждений их по финансирования минимальной обеспеченности бюджетной - госсанэпиднадзора стоимости в выражении денежном в на расчете душу населения. В году 1999 этот по показатель стране, из формируемый всех источников финансирования, составил 23,6 рубля. При наиболее этом высокие показатели (в раз 2-8 выше по среднего стране) место имеют в 10 регионах, наименьшие (в 2 раза) в - Курской, Нижегородской, Тамбовской, Смоленской, Ульяновской и областях Республике Мордовия.
На с ряду этим имеет не никакого и оправдания полный действий паралич ЦГСЭН в г. Астрахани, 93 где % надзора объектов вообще контролируются не ни на платной, на ни бесплатной основе.
На ряда протяжении лет учреждениях в Службы рост отмечается заработной платы, само что по имеет себе положительную оценку. Анализ о данных размере заработной среднемесячной платы врачей главных в 1999 г. 8 и месяцев 2000 г. о свидетельствует наличии существенной разницы. Очевидно, размер что оплаты не труда может одинаковым быть - врачам главным установлены разные надбавки, ряде в территорий районные существуют коэффициенты, на влияет размер и суммы объем внебюджетных привлекаемых средств. Однако фактически, разница ожидаемая в плате заработанной у руководителей Службы субъектов ряда Российской Федерации отличается разительно от реально обоснованной. Максимальная сумма среднемесячная в раз несколько больше у чем других службы руководителей и рядовых врачей. Так, врач главный ЦГСЭН в Рязанской области Бубнов Д.Н. тарификационным вопреки разрядам другим и нормативам оплате по труда бюджетных работников учреждений себе установил самый уровень высокий оплаты в труда государственной службе санитарно-эпидемиологической Российской Федерации. Кроме аспекта юридического в цифрах этих есть моральная и сторона. Практикой себе установления необоснованно размеров высоких оплаты труда, том при что у подчиненных, том в числе главных у врачей ЦГСЭН городах в и она районах не 2-3 превышала тысяч рублей. Подобного практика рода является профессиональной признаком непригодности, всеми со вытекающими последствиями.
2. Установить, основными что направлениями государственной деятельности санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации период на 2001 года являются:
- реализации обеспечение Федерального от закона 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения", также а Федеральных законов "О и качестве безопасности пищевых продуктов", "Об инфекционных иммунопрофилактике заболеваний", нормативных разработка правовых актов, документов организационно-распорядительных Минздрава России, практическая организаторская работа государственного центров санитарно-эпидемиологического по надзора их выполнению.
- концепции реализация развития на госсанэпидслужбы 1998-2000 годы, сети реорганизация и учреждений структуры Службы, материальной улучшение базы технической и оснащенности, и укомплектование подготовка кадров.
- повсеместное внедрение, и развитие совершенствование социально-гигиенического системы мониторинга на направленной изучение факторов влияния среды на обитания здоровье населения, и разработка реализация профилактических мер.
- эффективности повышение государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и расширение рационализация в осуществляемого его лабораторного рамках и контроля инструментального объектов окружающей среды.
- программы реализация государственного нормирования санитарно-эпидемиологического на 2001 1999- годы, сотрудничества усиление со странами СНГ этой в области.
- работы продолжение по федеральных реализации и региональных программ, на направленных обеспечение населения санэпидблагополучия и всего прежде в обеспечения части населения питьевой доброкачественной водой, качества повышения и пищевых безопасности продуктов, дефицита преодоления микронутриентов, мер осуществления по с борьбе алкоголизмом и табакокурением.
- финансово-хозяйственной совершенствование деятельности учреждений Службы соответствии в с Налоговым и Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
- постоянно создание действующей информационно-пропагандистской системы, на направленной формирование образа здорового жизни, информированности повышение населения мерах о личной общественной и профилактике заболеваний, последствий пагубных для здоровья табакокурение, и алкоголизма наркомании.
- комплексности обеспечение в с работе федеральными исполнительной органами власти органами и исполнительной в власти субъектах Российской Федерации борьбе по со СПИД другими и инфекциями, половым передающимися путем, туберкулезом, инфекционными природноочаговыми болезнями клещевой - энцефалит, ГЛПС, ККГЛ.
- организационных осуществление и мероприятий практических по сертификации завершению территории Российской Федерации от свободной полиомиелита рамках в реализации Глобальной программы ВОЗ этой ликвидации инфекции.
3. Главным санитарным государственным врачам и министерств ведомств:
- с совместно департаментом в госсанэпиднадзора январе 2000г. подготовку закончить к и согласованию утверждению Положений (Инструкций) государственной о санитарно-эпидемиологической министерств службе и ведомств, также а примерное о положение взаимодействии ЦГСЭН и территорий министерств и ведомств,
- меры принять по подведомственных обеспечению учреждений нормативными необходимыми документами, и разработать осуществить меры дополнительные по кадров подготовке на постдипломном уровне;
- работы провести по и подбору расстановке молодых кадров специалистов, необходимое установить рабочее с взаимодействие базовыми Центами ГСЭН медико и -профилактическими факультетами.
О мерах принимаемых по данного реализации пункта до информировать 1 2001 марта года.
4. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России (Иванов С.И.), центру федеральному госсанэпиднадзора (Беляев Е.Н.):
- 1 в квартале года 2001 подготовить о предложения примерных и структуре штатной центров численности государственного санитарно-эпидемиологического надзора, также а примерные об положения основных подразделениях структурных ЦГСЭН;
- 1 в квартале 2001 г. и разработать утвердить примерные (минимальные) к требования программно-аппаратному кадровому и обеспечению социально-гигиенического системы мониторинга для ЦГСЭН уровней разных управления;
- с совместно главным врачом ЦГСЭН в Ростовской области Айдинову Г.В. главным и врачом ЦГСЭН в Новосибирской области (Михеевым В.Н.) 1 в квартале 2001 г. предложения подготовить об обеспечении информационно-аналитическом руководства округов федеральных по обеспечения вопросам санитарно-эпидемиологического федерального благополучия округа.
- с совместно ЦГСЭН в Республике Башкортостан (Минин Г.Д.) и подготовить провести во II 2001 квартале г. в г. Уфа совещание региональное по организации вопросам и социально-гигиенического осуществления мониторинга.
5. Обратить главных внимание врачей ЦГСЭН субъектах в Российской Федерации (Эвенкийском автономном округе, Республике Саха (Якутия), Башкортостан, Татарстан) недостаточную на работу подбору по и к представлению государственным наиболее наградам отличившихся специалистов ЦГСЭН.
6. Федеральному госсанэпиднадзора центру (Беляев Е.Н.) квартале в 2001 г. и подготовить представить в Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России о предложения совершенствовании по работы аккредитации лицензированию и лабораторий ЦГСЭН.
7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России (Иванов С.И.) срок в до февраля 1 2001 завершение обеспечить работы издание и приказа совершенствовании о дезинфекционного в дела Российской Федерации.
8.Отметить работу недостаточную главных врачей ЦГСЭН субъектах в Российской Федерации контролю по за деятельностью финансово-хозяйственной подчиненных учреждений. Главным врачам ЦГСЭН субъектах в Российской Федерации 2001 в г. контрольно-ревизионные укомплектовать подразделения обеспечить и их работу.
Первый заместитель Министра, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации |
![]() | Г.Г.Онищенко |