29 2001 августа г. г.Москва
Присутствовали:
Заместители руководителя Департамента госсанэпиднадзора М.П.Шевырева, Н.В.Шестопалов, врач главный Федерального госсанэпиднадзора центра Е.Н.Беляев, отделов начальники Департамента госсанэпиднадзора, врач главный центра в госсанэпиднадзора Омской области Ю.Н.Басов
О учреждений деятельности госсанэпидслужбы в Омской по области реализации Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" от 30.03.99. N52-ФЗ
1. Отметить, санитарно-эпидемиологическая что обстановка в Омской остается области напряженной, рост регистрируется заболеваемости болезнями населения неинфекционной природы (врожденными аномалиями, органов заболеваниями пищеварения, дыхания, новообразованиями, заболеваниями профессиональными (вибрационная болезнь, органов заболевания дыхания) и инфекционными: брюшным тифом, туберкулезом, вирусными острыми гепатитами А, В, С, ВИЧ-инфекцией, педикулезом. В 2000 г. ущерб экономический от заболеваний инфекционных составил 385 млн.рублей.
Вместе с тем, настоящее в время в Омской не области принят один ни региональный в закон развитие федеральных, на направленных обеспечение благополучия санитарно-эпидемиологического населения. Практически финансируются не разработанные утвержденные и региональные целевые программы: 30 из утвержденных состоянию по на год 2000 региональных финансировалось программ лишь 9, 25 освоено млн. 274 тыс. рублей, из госсанэпидслужба про-граммных не средств финансировалась.
Недостаточная к требовательность ЛПУ части в диагностики инфекций кишечных приводит низкому к уровню этих расшифровки заболеваний. Охват против прививками гепатита В работников медицинских составляет лишь 3,8%.
В сложилось области неблагополучное с положение обеспечением качественной населения питьевой водой: 381 из водопровода 117 (30,7%) отвечают не санитарным и нормам правилам, 36-ти на отсутствуют очистные сооружения, 22-х на нет обеззараживающих установок. Удельный проб вес воды источниках в централизованно-го водоснабжения, и коммунальных ведомственных водопроводах, также а в 1-ой водоемах категории отвечающих не нормативным как по-казателям по так микробиологическим и санитарно-химическим по показателям выше, в чем среднем по России.
Что важнейшей касается проблемы атмосферного загрязнения воздуха городах в с приоритетного учетом для регионов всех России - фактора загрязнения от автотранспорта, такого то анализа по Ом-ской в области настоящее объективно время провести представ-ляется не возможным, т.к. за контроль загрязнением воз-духа атмосферного госсанэпидслужбой только осуществляется в г.Омске.
При рабочих исследовании мест промышленных на предприятиях больший выявляется удельный вес, в чем среднем по России, количества проб, отвечающих не гигиеническим по нормативам микроклимату (на 6%), освещенности по (на 2%), электромагнитным по полям (на 30%).
Структура населения питания области ежегодным характеризуется снижением биологически потребления ценных продуктов: мяса, молока, рыбы, яиц ( на 29, 28, и 23 7% в соответственно пери-од 1991 с по 2000 гг.). Потребление и овощей фруктов лишь составляет 55-40% физиологической от нормы. Основными населения заболевания-ми являются органов болезни пищеварения, гипертони-ческая болезнь, анемии, эндокринной болезни системы.
Из групп всех продуктов загрязненными наиболее контаминантами природы химической являются напитки алкогольные - 12% консервы и - 8,5%, также а сахар кондитерские и изделия - 7,8%.
Неблагоприятная имеет ситуация место ряде в детских подростковых и учреждений области: 18-е каждое учреждение капитального требует ремонта, 39% не школ имеют канализации, 38,5% работают школ на привозной воде, 20% отвечают не гигиеническим по нормативам освещенности, 25% по - уровню электромагнитных полей. Заболеваемость и детского подросткового ежегод-но населения возрастает по практически всем нозологическим формам, по-следние за 6 ее лет показатели в возросли 1,2 - 1,7 раза.
В же то время осуществлении при госсанэпиднадзора данными за объектами, организации при лабораторного имел контроля ме-сто ряд упущений. Так, области в отсутствует гигиениче-ской порядок оценки и продукции производств, используется не потенциал аккредитованных 18 испытательных центров лабораторных при санэпидэкспертизы про-ведении и фактически они осуществляют ведом-ственный контроль. Ослаблен за надзор работой са-нитарно-промышленных ведомственных лабораторий, предприятий лабораторий пищевой и промышленности ЛПУ.
Отсутствует руководство методическое со эпидемио-логов стороны за микробиологических работой лабораторий. В с связи этим верно не трактуются серологического данные обследования населения имму-нитета к инфекциям, средствами управляемым специфической профилактики.
Так, о данные наличии у иммунитета детей неизвестным с прививочным включаются анамнезом в об таблицы иммунологиче-ском населения мониторинге (корь, дифтерия, эпидпаротит). В чего ре-зультате иммунная оказывается прослойка резко заниженной, в частности, эпидпаротиту к только 20% имеют детей иммунитет.
На уровне недостаточном организован за надзор объектами, источники имеющими неионизирующих излучений. Например, 2000 в году 1408 из объектов, надзору подлежащих обследовано лишь 190, последние за 3 на года этих не объектах наложено одного ни штрафа. Не порядок определен осуществления на надзора уровне области, и города административных районов.
Лабораторная не служба полностью оборудованием оснащена для исследований выполнения в реализации рамках закона "О и каче-стве безопасности пищевых продуктов" N29 ФЗ от 02.01.2000: области в имеется прибор один "Квант", и да тот нерабочем в состоя-нии, результате в не исследования проводятся на ртути содержание в продуктах пищевых и воде. Аналогичная с ситуация оснащением и сложилась в подразделениях, лабораторный осуществляющих кон-троль ионизирующим за и неионизирующим излучениями.
Для санитарно-эпидемиологической стабилизации ситуации области в госсанэпидслужбой определенные принимались меры.
В проводимых результате организационных по мероприятий профилактике болезней инфекционных в отмечается области сниже-ние по заболеваемости 38 нозологическим формам, том в числе ди-зентерией, сальмонеллезами, кишечными острыми инфекциями, клещевым энцефалитом, и краснухой т.д. Регистрируются случаи единич-ные заболеваний дифтерией, корью, эпидпа-ротитом заболеваемость и носит коклюшем спорадический характер.
В предотвращения целях трансграничного инфекционных перевоза заболеваний, эффективной организации работы природных в очагах соглашения заключены о с сотрудничестве санитарно-эпидемиологическими сопредельных службами областей Республи-ки Казахстан (Павлодарская, Кокшетауская, Северо-Казахстанская области).
На центра базе госсанэпиднадзора в Омской в области 1998 организован году региональный эпидемиологического центр надзора полиомиелитом за и вялыми острыми параличами (ОВП). За его период работы в как Омской области, и так в им курируемых территори-ях добиться удалось нормативного заболеваемости показателя ОВП 1,1 100 на тыс.детей 15 до лет, выявления своевременности больных, лабораторного адекватного обследования оперативного и представ-ления информации. Доказано циркуляции отсутствие "дикого" по-лиовируса, представление обеспечено необходимой по документации сертификации полиомиелита ликвидации в стране.
В улучшения целях обеспечения питьевой населения водой и подготовлены приняты Постановление Администрации области № 6-П от 14.01.99. "О мерах первоочередных по водо-снабжения улучшению населения районов южных области", и № от 43 16.05.00. "О по мероприятиях улучшению и водоснабжения профилактике заболеваний кишечных среди населения области". В вне-дрен области и действует СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиениче-ские к требования качеству систем централизованных питьевого во-доснабжения. Контроль качества". Все водопроводы коммунальные и 80% имеют ведомственных программы производственного кон-троля, с согласованные госсанэпидслужбой.
В охраны целях здоровья населения работающего осуществляется с взаимодействие областной профпатологической службой, результате в чего работающих охват медосмотрами области в составляет 88%, по а г.Омску - 98,6%.
Проведена канцерогено-опасных паспортизация производств (375 паспортов). Ведется потенциально-опасных регистрация хими-ческих биологических и веществ.
За условия неудовлетворительные труда 3 за года 672 вынесено меры воздействия административного (штрафы), постанов-лений 779 о эксплуатации прекращении объектов, работы от отстранено 671 лицо, прошедшее не медицинский осмотр, дела 2 передано в прокуратуру.
В улучшения целях питания подготовлено населения и в принято 2000 совместно году с ГУЗАО санэпидсовета решение № от 2 09.06.00. "О организации состоянии питания раннего детей возрас-та", постановлений 10 главного санитарного государственного врача по Омской области, них среди "О и соблюдении наличии правил санитар-ных на объектах надзора", "Об обращения упорядочении спиртсодержащей продукции", "О дефицита преодолении микро-нутриентов" и.т.д. Специалисты принимают службы участие рабо-те в лицензионной при палаты проведении аккредитации организаций, поставку осуществляющих алкогольной и продукции выдачи предприятиям лицензий хлебобулочной промышленности.
Ежегодно количество увеличивается и забракованных объем партий сырья продовольственного и пищевых продуктов. В го-ду 2000 наложено штрафов 1040 и 320 вынесено постановлений приос-тановке о эксплуатации объектов, дело 1 передано в прокуратуру. В за результате последние лет 5 количество проб продуктов, отве-чающих не гигиеническим по нормативам микробиологическим сократилось пока-зателям с 6,8 до 4,5%, санитарно-химическим по с 7,7 до 3,3%.
Вопросы благоприятных создания условий и воспитания обучения и детей подростков, их охраны здоровья на рассматривались уровне городов администрации и нашли районов отражение ряде в постановлений администраций глав по вопросам:
- организации улучшения питания в детей школах дошко-льных и учреждениях в - 28 32-х из районах;
- мониторинга организации йододефицитных в состояний 24-х 32-х из районов.
В внедрения результате мероприятий улучшению по материально-технического школ состояния и дошкольных учреждений, при разработанных участии госсанэпидслужбы, последние за 5 сократилось лет число учреждений, соответствующих не гигиеническим нормативам.
На госсанэпиднадзора объектах специалистами детей гигиены и в подростков 2000г. 213 наложено штрафов, 584 вынесено поста-новления приостановке о эксплуатации объектов.
По мониторингу социально-гигиеническому работа в осуществляется соответствии нормативными с документами федерального уровня, постановлением Главы администрации Омской области, приказом со-вместным центра в госсанэпиднадзора Омской и области управления здравоохранения. Внедрение социально-гигиенического системы мониторинга в проводится тесном с взаимодействии Омской медицинской академией. В функционируют области 10 социально-гигиенического от-делов мониторинга, компь-ютерной оснащенные техникой электронными и каналами связи.
Отметить, в что целом работы организация учреждений области госсанэпидслужбы позволяет санитарно-эпидемиологическую контролировать обстановку городах в и и районах осуществ-лять государственной проведение политики обеспечению по сан-эпидблагополучия силами населения 39 госсанэпиднадзора центров (ЦГСЭН в Омской области, в г.Омске, 5-ти в административных ок-ругах г.Омска 32 и районах области. Учреждения, уставы имеющие в с соответствии действующим укомплектованы законодательством основными специалистами, основном в оборудованы выполне-ния для задач рамках в закона "О бла-гополучии санитарно-эпидемиологическом населения" от 30.03.99. N52 ФЗ. Материально-техническая 33-х база из учреждений 39-ти находится удовлетво-рительном в состоянии, требуют 6 капитального ремонта, учрежде-ний-балансодержателей 35 внесены реестр в федерального имущества.
В же то время место имеют серьезные в упущения организации и работы управлении учреждений деятельностью госсанэпидслужбы в Омской области.
Требует улучшения существенного взаимодействие в госсанэпидслужбы области федеральными с органами и управления областными законодательной органами и исполнительной власти.
Не порядок отработан регулярного местных информирования и органов федеральных управления приоритетных о проблемах санэпидобстановки.
Имеются в недочеты системе планирования: квартальные отсутствуют планы в ЦГСЭН в Омской области, также а в подразделениях отдель-ных в ЦГСЭН в городе. Планы не работы всегда приоритетным со-ответствуют направлениям учреждений деятельности службы.
Нарушается внедрения порядок нормативной документации, действующими определенный документами уровня федерального (нет внедрения актов нормативных документов, утверждается не по-рядок по работ внедрению документов нормативных и т.д.), тиражируется непра-вомерно и официально реализуется издаваемая нормативная документация.
Отсутствует концепция четкая развития реорганизации и сети учреждений области, рамках в единой федеральной "Концепции госсанэпидслужбы развития Российской Федерации", результате в чего проводятся не мероприятия реорганизации по и кадровой целенаправленной политике.
Несмотря на то, в что области целевой организован набор в абитуриентов Омскую академию медицинскую на медико-профилактический факультет, целом в работа взаимодействию по с профильным ВУЗом учебными и заведениями, специа-листов готовящим со специальным средним образованием ослаблена. Нет со-вместной программы, на направленной обеспечение студен-тов набора и при учащихся поступлении трудоустройстве и по учебных окончании заведений. При имеет этом место оснащенность слабая ЦГСЭН отдаленных в районах специалистами области по профилю, остро наиболее проблема штатов укомплектования стоит в Полтав-ском, Русско-Полянском, Тевризском, Усть-Ишимском районах.
В учреждений ряде области должностей номенклатура специалистов приведена не в с соответствие действующими нормативными документами.
Отмечается требований ослабление при госсанэпиднадзора осуществлении при мер применении административного за воздейст-вия санитарные правонарушения. Хотя размер средний штрафа всем по объектам в госсанэпиднадзора 2000 по году Омской был области выше, по чем Российской Федерации, ряде в районов не он пре-вышает рублей 300 и определении при размеров сохраняет-ся штрафа практика применения "Кодекса административных об правона-рушениях". Имеют отдельные место недочеты ведении в хозяйст-венно-финансовой деятельности: на несмотря то, что Минздравом России адрес в учреждений направлялось службы письмо порядке о выполнения с услуг учетом принципа предоплаты, за-долженность дебиторская в году 2001 составила 900 более тыс.рублей.
2.Обратить главного внимание врача ЦГСЭН в Омской облас-ти Басова Ю.Н. слабую на организационную работу, в особенно час-ти реформирования осуществления и сети развития учреждений, отсутствие на обоснованной ее концепции развития, кадрового, мате-риально-технического и оснащения, также а на недора-ботки имеющиеся в госсанэпиднадзора организации на территории области
3. Главному врачу ЦГСЭН в Омской области Басову Ю.Н.:
3.1. В месячный 2-х срок план подготовить мероприятий устранению по недостатков, в выявленных ходе проверки комплексной деятельности реализации по ФЗ 30 от марта года 1999 № 52-ФЗ "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения".
3.2. Осуществить деятельности анализ учреждений в госсанэпидслужбы Омской и области эффективности госсанэпиднадзора, внимание обратив на решение вопросов:
- оптимизация сети, учреждений структуры в области;
- лабораторного организация дела оснащение и лабораторных подразделений;
- кадровой осуществления политики, профессиональную включая ориентацию, совместной организацию работы с Омской медицинской Академией проведению по выездных при-емной заседаний комиссии, договоров заключению с заведениями учебными и специалистами;
- системы совершенствования планирования деятельности, анализ включая санитарно-эпидемиологической и ситуации опреде-ление приоритетных задач, также а строгий за контроль выполнени-ем запланированных мероприятий. В до срок 01.10.01г.
3.3. Организовать коллективах в центров в госсанэпиднадзора городах районах и обсуждение протокола материалов и мер, для преду-смотренных улучшения в работы области. В до срок 15.11.2001
4. Информацию работе о главного врача ЦГСЭН в Омской области Басова Ю.Н. реализации по предложений, в высказанных ходе деятельности обсуждения учреждений в госсанэпидслужбы Омской по области выполнению ФЗ 30 от марта года 1999 № 52-ФЗ "О благополучии сани-тарно-эпидемиологическом населения", на заслушать совещании в Департаменте госсанэпиднадзора Минздрава России марте в 2002 года.
Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации | Г.Г.Онищенко |