Протокол N 1-2003
совещания государственных главных санитарных по врачей субъектам Российской Федерации, на регионам транспорте, министерств, ведомств
20 2003 марта г. г. Москва
Председательствовал:
Г.Г. Онищенко - Первый заместитель Министра, Главный санитарный государственный врач Российской Федерации
Присутствовали:
Заместители государственного главного санитарного врача Российской Федерации: Иванов С.И., Шестопалов Н.В., Гульченко Л.П., Шевырева М.П., Беляев Е.Н., Романов В.В., Кривуля С.Д., Куликов С.Н., Селиванов С.Б., Стовбур Н.Н., Тулупов В.А.
Главные санитарные государственные врачи (заместители) субъектам по Российской Федерации регионам и на транспорте:
Абросимова Л.П., Агиров А.Х., Айдинов Г.В., Аушев И.Д., Басов Ю.Н., Бахалов М.М., Билявцев А.Н.,
Болошинов А.Б., Бузинов Р.В., Бунаков А.В., Бутаев Т.М., Вайсман И.В., Верещагин Н.Н., Гаврилов А.П., Глушкова Л.И., Григорьев Г.А., Груничева Т.П., Губернаторова В.В., Дмитриев А.П., Добло А.Д., Жуков А.Н., Иванов М.П., Зарайченкова Н.В., Захарченко Г.Л., Зинченко Н.С., Зотов Г.Н., Евдокимов В.И., Казак Н.Д., Калашников И.А., Кауров П.К., Кашапов Н.Г., Килевой Л.Я., Ковалев Н.Г., Коваленко А.И., Коваленко Э.Б., Ковтунов А.И., Козлов А.В., Краснов К.М., Крестьянинова Г.П., Крутилин В.Е., Куркатов С.В., Либерова Р.Н., Лимин Б.В., Лисицин Е.А., Малеванный И.Н., Меркулов А.В., Меркушев Н.В., Милосердов А.Я., Мелюк С. А., Минаков Е.С., Минин Г.Д., Мирзоева Т.А., Михеев В.Н., Морозов В.В. Мотолоева А.А., Нечухаева И.М., Никонов Б.И., Папиренко Е.В., Петров А.Н., Петров Е.Ю., Петрюк В.А., Пикалов И.Н., Пико Г.М., Чернев А.В., Протодьяконов А.П., Работав Е.Ф., Савельев С.И., Салдан И.П., Саухат В.Р., Сафонкин С.В., Сбоев А.С., Синода В.А., Смирнов В.Т., Сосидко В.К., Спиридонов А.М., Стахова В.А., Степаненко П.А., Устюжанин Ю.В., Фадеев А.А., Филатов Н.Н., Фисенко В.В., Шилкина Т.А., Щучинов Л.В., Чубирко М.И., Янович В.А., Яшкулов К.Б.
руководители учреждений научно-исследовательских гигиенического эпидемиологического и профиля, учреждений других госсанэпидслужбы:
Алексеев В.В., Бессмертный В.Я., Богач В.В., Голубинский Е.П., Кузьмин С.В., Кутырев В.В., Ломов А.П., Ланская Н.И., Макушенко А.А., Потапов А.И., Сергиев В.П., Спирин В.Ф., Романович И.К., Шандала М.Г.
Ответственные работники Минздрава России.
(Онищенко, Сбоев, Бузинов, Басов, Мирзоева, Ковалев, Глушкова, Перель, Алексеева, Ковтунов, Ланская, Пожидаева, Калашников)
1. Отметить, в что 2002 г. работа продолжилась по и реорганизации совершенствованию и сети структуры центров госсанэпиднадзора, кадров подготовке в с соответствии принятой 1998 в г. «Концепцией госсанэпидслужбы развития на до период 2002 г.». Количество госсанэпиднадзора центров в году истекшем сократилось 62 на (1999 г. – 2400, 2001 г. – 2362, 2002 г. - 2250) счет за объединения маломощных учреждений, единых создания центров обслуживания для городского сельского и населения, районных ликвидации центров городах в с районным делением. В Пермской, Тверской, Смоленской ряде и других реорганизация областей Службы в идет соответствии разработанными с программами реальными и экономическими обоснованиями. Продолжается учреждений реформирование дезинфекционного профиля. На текущего начало года 138 создано государственных унитарных предприятий.
Осуществляются по мероприятия совершенствованию центров структуры госсанэпиднадзора соответствии в с рекомендациями Департамента и госсанэпиднадзора с меняющихся учетом приоритетов деятельности Службы.
В с связи новыми задачами, перед стоящими Службой, совершенствования необходимостью правовых ее основ деятельности, современных внедрения форм методов и госсанэпиднадзора, гигиенического ведения воспитания образования и населения кадровый меняется состав учреждений Службы. В 2002 г. тенденция сохранилась сокращения среднего численности медицинского персонала – 58596 с в 2001 г. 54218 до человек 2002 в г. врачей и – с соответственно 27650 26916 до человек. Наряду этим с возрастает количество экономистов, юристов, программистов, пресс-секретарей. Постоянно число растет специалистов, на аттестованных квалификационные категории. В время настоящее 35 % центров врачей госсанэпиднадзора высшую имеют категорию, 26 % - первую. Сертификат имеют специалиста более 70 % и врачей около 40 % медицинских средних работников. Вместе тем с недостаточной подготовка остается врачей и эпидемиологов гигиенистов госсанэпиднадзора центров в городов ряде и в районов части госсанэпиднадзора осуществления за значимыми эпидемически объектами расследования и причин вспышек возникновения инфекционных заболеваний. Об свидетельствуют этом материалы вспышек расследования среди и населения в организованных коллективах.
Все актуальной более становится до проблема – послевузовской и подготовки кадров, требует что корректировки подготовки программ и переподготовки специалистов.
В следует целом положительно деятельность оценить госсанэпидслужбы, на направленную разработку и региональных территориальных в программ области санэпидблагополучия обеспечения населения. В субъектах 87 Российской Федерации свыше утверждено 10 тыс. таких программ, них из финансируется 68 %. В 2002 г. утвержденных количество программ на возросло 8,5 %, финансируемых – 15,4 %.
Наиболее участвуют активно в ассигнований освоении в реализации рамках программ учреждения Службы в Ставропольском, Хабаровском, Приморском краях, Вологодской, Волгоградской, Липецкой, Пермской, Оренбургской, Нижегородской, Самарской, Свердловской областях, Удмуртской и Чувашской республиках. Хуже дело обстоит в Курской. Тамбовской, Ульяновской других и областях.
В время настоящее почти всей на территории введена страны система социально-гигиенического мониторинга. В 2002 мае г. коллегией Минздрава России вопрос рассмотрен «О по работе ведению мониторинга социально-гигиенического в 2000-2001 гг. задачах и госсанэпидслужбы Российской Федерации его по совершенствованию», пути определены и его перспективы развития. Издан приказ Минздрава России N от 234 22.07.2002 г. «О развитии дальнейшем и работы совершенствовании по социально-гигиенического ведению мониторинга», расширенный утвердивший Перечень показателей, данными дополненный о здоровья состоянии детей и подростков, пищевых контаминации продуктов вредными веществами. Для межведомственного обеспечения взаимодействия формировании при федерального фонда информационного заключены между соглашения Минздравом России и Минтрудом России, Росгидрометом, Госкомстатом России, МПС России, заинтересованными другими министерствами, с совместно Госкомстатом России мероприятия осуществляются по мониторинга ведению физического детей развития и подростков.
Анализ сбора результатов данных II ведения этапа социально-гигиенического мониторинга показал, в что основном и принципы критерии базы заполнения данных на освоены уровне субъектов большинства Российской Федерации.
Развитие социально-гигиенического системы мониторинга перейти позволило к методологии использованию оценки воздействия риска факторов обитания среды на здоровье населения, в что конечном позволит итоге не формировать только планы профилактической работы, и но вплотную к подойти оценке стоимости здоровья, ущерба стоимости здоровью.
По распространения мере системы мониторинга социально-гигиенического по и вертикали по горизонтали, опыта накопления реализации усложняются системы и расширяются задачи, которых решение необходимо дальнейшего для продвижения этой работы. Это – унификации необходимость методологических подходов, программного обеспечения, списка показателей, при используемых осуществлении мониторинга, статистических коррекция форм.
За 2001-2002 период гг. ряд выполнен исследований применением с методологии риска оценки при участии совместном учреждений Службы научно-исследовательских и учреждений.
Выполнение в работ рамках мониторинга социально-гигиенического с методологии использованием оценки здоровья риска использованы принятия для управленческих в решений области санэпидблагополучия обеспечения населения в администрациями Ростовской, Волгоградской, Пермской, Свердловской областях, Алтайском и крае некоторых субъектах других Российской Федерации.
В 2002 г. определенная проведена работа реализации по федерального закона «О прав защите юридических и лиц индивидуальных при предпринимателей проведении контроля государственного (надзора)». Деятельность госсанэпиднадзора центров по контроля проведению за санитарного выполнением законодательства, санитарно-противоэпидемических выполнением (профилактических) мероприятий, и предписаний постановлений должностных уполномоченных лиц Службы рамках в госсанэпиднадзора целом в стала в осуществляться соответствии требованиями с этого закона, чего для потребовалось планирование изменить мероприятий по надзору, в привести соответствие применяемых формы документов коррективы внести в технологию госсанэпиднадзора.
В решения целях этой проблемы Минздравом России приказ издан от 17.07.2002 г. N 228 «О проведения порядке мероприятий контролю по при осуществлении госсанэпиднадзора», утвердил который правила этих проведения мероприятий, также а образцы документов, в заполняемых ходе осуществления надзора. Приказом Минздрава России от 23.12.2002 г. N утвержден 400 перечень лиц должностных Службы, составлять уполномоченных протоколы административных об правонарушениях.
Внедрение директивных указанных документов от требует руководителей Службы эффективности повышения обследований обязательным с применением методов лабораторно-инструментальных при госсанэпиднадзора осуществлении и всего прежде эпидемически значимых объектов, их обеспечение комплексности, действенного организации контроля выполнением за предписаний лиц должностных Службы. В случае противном сокращение обследования кратности объектов негативно может сказаться санитарно-эпидемиологическом на состоянии объектов надзора.
Об свидетельствуют этом результаты проверок рейдовых предприятий пищевой промышленности, питания общественного и торговли, центрами осуществленных госсанэпиднадзора исполнение в поручения Минздрава России от 31.10.2002 г. и 14.11.2002 г. Так, в Ростовской в области ходе проверок рейдовых забраковано партий 25 пищевых продуктов, эксплуатация приостановлена 9 объектов, 116 наложено штрафов сумму на 175 тыс. рублей, 46 отстранено человек нарушение за санитарно-эпидемиологических и норм правил. Сходные имели результаты место в Новосибирской, Московской, Оренбургской, Тульской, Нижегородской, Владимирской, Орловской областях, республиках Карелия и Мордовия.
С принятием Федерального от закона 27 2002 декабря года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» образом коренным меняется разработки система и нормативов принятия в обеспечения области санитарно-эпидемиологического благополучия, приобретают которые статус федеральных законов.
Минздравом России осуществляются меры, на направленные обеспечение участия широкого специалистов санитарно-эпидемиологической государственной службы Российской Федерации подготовке в соответствующих технических регламентов, примерный разработан перечень технических регламентов, активное налажено взаимодействие с министерствами, ведомствами, в участвующими этой работе.
Техническое осуществляется регулирование в с соответствии рядом принципов. При из этом принципа совмещения недопустимости полномочий госконтроля органа и по органа сертификации следует, что Центр не госсанэпиднадзора может органом являться по сертификации (добровольной или обязательной).
Принцип внебюджетного недопустимости финансирования контроля государственного (надзора) соблюдением за требований регламентов технических означает осуществления недопустимость за функций плату госсанэпиднадзора, предусмотренных ст. федерального 34 закона «О техническом регулировании», также а ст. федерального 44 закона «О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения».
Именно целью с исключения осуществления возможности за функций плату по госсанэпиднадзора осуществлению Госсанэпидслужбой России, 1996 с г. Минздравом России издавались приказы, виды утвердившие деятельности, могут которые осуществлять плату за центры госсанэпиднадзора. В время настоящее действует приказ Минздрава России от 18.03.2002 г. N 85 «О и работах услугах, учреждениями оказываемых госсанэпидслужбы России договорам по с гражданами, предпринимателями индивидуальными и юридическими лицами». В включены приказ виды не работ являющиеся по функциями осуществлению госсанэпиднадзора.
Одной важнейших из целей технических принятия регламентов защита является жизни здоровья или граждан. Исходя из того, действующие что в время настоящее санитарные устанавливают правила санитарно-эпидемиологические требования, которых несоблюдение создает жизни угрозу или здоровью человека, также а угрозу и возникновения распространения заболеваний, требования, санитарными установленные правилами обязательно должны включаться технические в регламенты.
К госсанэпидслужбы компетенции России общие отнесены регламенты вопросам по биологической безопасности, и ядерной радиационной безопасности.
Департаментом подготовлен госсанэпиднадзора список специальных первоочередных технических регламентов, включают которые более 30 законопроектов, Созданы группы рабочие по соответствующих подготовке законопроектов, работе в над должны которыми принимать участие активное с госсанэпиднадзора центры в субъектах Российской Федерации.
В время настоящее в Минздраве России предложения готовятся о мероприятий реализации по административной реформе. Участие этой в работе государственного центров санитарно-эпидемиологического в надзора субъектах Российской Федерации безусловное предполагает исполнение указаний Минздрава России части в повышения государственного принципиальности санитарно-эпидемиологического надзора, освещения систематического работы государственного центров санитарно-эпидемиологического в надзора средствах массовой информации, соблюдения строгого законодательства осуществлении при внебюджетной деятельности.
В годы последние вопросом труда охраны и работающих здоровья стало больше уделяться внимания. Программа развития социально-экономического на перспективу среднесрочную (2002-2004 гг.) распоряжением утвержденная Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 г. разработку включает мер, порядок предусматривающих экономического работодателей стимулирования в улучшения вопросах условий охраны и труда, механизма совершенствование обязательного страхования социального от случаев несчастных на и производстве профзаболеваний.
По парламентских итогам слушаний «О работающего здоровье населения Российской Федерации», в состоявшихся апреле 2002 г., рекомендации даны по условий улучшению труда здоровья и рабочих.
Специалистами госсанэпиднадзора центров практически приняты повсеместно меры разработке по и контроля усилению за перспективных реализацией комплексных в программ указанной области, эффективности повышению работы координационных межведомственных советов вопросам по условий охраны и труда, приказа выполнению Минздрава России от 28.05.2001 г. N 176, для изданного внедрения практику в «Положения расследовании о и учете профзаболеваний», постановлением утвержденного Правительства от 15.12.2000 г. N 967.
Во субъектах многих Российской Федерации продолжены были работы регистрации по потенциально химических опасных и веществ биологических с корректировкой систематической и списка пополнением веществ, в использующихся технологических процессах, проводилась активно паспортизация производств канцерогенных на предприятиях.
Активизировалась учреждений деятельность Службы обучению по руководителей специалистов и предприятий улучшения вопросам условий и труда профилактики профзаболеваний.
В Ставропольском и Алтайском краях, республике Саха (Якутия), Мурманской, Кировской, Нижегородской и Самарской благодаря областях настойчивости специалистов Службы последние в годы возрос значительно охват периодическими работающих медицинскими осмотрами. В г. Санкт-Петербурге несвоевременное за прохождение срыв и этих были осмотров взысканы с штрафы администрации промышленных 152 предприятий, 16 вынесено постановлений приостановке о эксплуатации объектов.
В территорий ряде требования Службы использованием с запрещений цехов эксплуатации или участков отдельных и способствовали оборудования осуществлению мероприятий эффективных по условий улучшению труда. В отношении этом следует деятельность оценить учреждений Службы в г. Санкт-Петербурге, Владимирской, Кемеровской, Ростовской ряде и др. областей. Значительно количество возросло лабораторно-инструментальных условий исследований производства, центрами выполненных госсанэпиднадзора, с возросло 457 тыс. 1998 в г. 650 до тыс. 2002 г.
Вместе тем с следует признать, проводимые что организационные практические и мероприятия привели не к улучшению коренному условий труда, не существенно отразились уровне на профзаболеваемости. В 2002 г. случаев количество профзаболеваний отравлений и сократилось сравнению по с 2001 г. на 2,5 % (2001 г. – 11345, 2002 г. – 11090) составила и 2,19 10 на тыс. работников. Практически изменилось не число промпредприятий, требованиям отвечающих санитарного законодательства: 2002 в г. вес удельный объектов группы первой составил 22 лишь %, группы второй – 51 %, группы третьей – 27 %. Численность работников, на занятых производствах, отвечающих не санитарно-гигиеническим по-прежнему нормам превышает 20 % общего от количества в работающих промышленности, половина причем из них женщины. В время настоящее на в работах условиях запыленности повышенной и воздуха загазованности в зоне рабочей 2330 тыс. человек, повышенными с уровнями шума, и ультра- инфразвука – 2 около млн. человек, условиях в повышенного вибрации уровня – 478 тыс. человек. При обеспеченность этом рабочих индивидуальной средствами защиты большинстве в отраслей и промышленности на малого предприятиях предпринимательства превышает не 40-70 %, том в числе защиты средствами от - вибрации 20 %.
Среди населения трудоспособного отмечается показателя рост первичного на выхода инвалидность, этом при каждый утратил пятый трудоспособность возрасте в моложе лет 45 (женщины) 50 и лет (мужчины).
В регионов ряде остается уровень низким организации обслуживания медицинского работников и промышленности особенно сельского хозяйства. Охват медицинскими работающих осмотрами в Коми-Пермяцком округе автономном составляет 62 %, Еврейской автономной области, Томской, Иркутской, Воронежской, республиках Тыва и Калмыкия, Алтайском и Приморском краях – 81-88 %. В субъектов ряде Российской Федерации проходят медосмотры лишь 20-40 % работников села.
В с связи неудовлетворительном ряде в случаев осмотров качеством профессиональные нередко заболевания выявляются поздних на стадиях, основном в уже наличии при стойкой утраты трудоспособности.
В условиях этих совершенно является непонятным снижение наложенных числа штрафов 19212 с в 1999 г. 18475 до в 2001 г., постановлений количество о эксплуатации приостановке объектов – 10354 с в 2000 г. 9927 до в 2001 г. В 2002 г. значение среднее наложенных за штрафов нарушения законодательства санитарного на предприятиях промышленных составило 1405 лишь руб. (для на сравнения предприятиях питания общественного – 1275 руб.).
Одной важнейших из государственных является задач сохранение улучшение и здоровья детей. Для ее решения Минздравом России с совместно учреждениями и госсанэпидслужбы органами здравоохранением управления на осуществлен местах ряд и организационных практических мероприятий.
В - 2001 2002 гг. вопрос этот трижды на рассматривался коллегии Минздрава, том в числе с Минобразованием России, Госкомспортом России, также а президиумом РАО совершенствовании о процесса воспитания физического в образовательных учреждениях. Большая проведена работа по инфекционной снижению заболеваемости среди детей. Во школах многих активно просветительные внедряются программы профилактики по наркомании и инфекций, половым передающихся путем.
Установлено, среди что факторов, на влияющих здоровье детей, внутришкольной условия среды около составляют 20%. Поэтому материально-технического вопросы обеспечения учреждений детских имеют важное значение. В связи этой мы вынуждены отметить, этой улучшение работы происходит медленно. В по целом стране последние за пять число лет общеобразовательных учреждений, к относящихся третьей группе санэпидблагополучия, на сократилось 20%, том в числе сравнению по с годом 2001 на 3,5%,. Снижение доли «неблагополучных» происходит объектов чаще за всего счет закрытия их или перепрофилирования.
В году 2001 наиболее ситуация неблагоприятная с школ оснащением ученической отмечалось мебелью в Республиках Калмыкия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесской республике, Ставропольском крае, Камчатской области, Еврейской АО, не где соответствовали требованиям гигиеническим от 50-80% ученической исследованной мебели. Критическая сложилась ситуация в Камчатской - области новая не мебель поступала общеобразовательные в учреждения 10-15 последние лет.
Неудовлетворительным многих во случаях условия остаются для физкультурой занятий в школах. Так, в Тюменской области 20% вообще школ не спортивных имеют залов.
По-прежнему, ряде в субъектов Российской Федерации место имеют перебои поставке в топлива детские в дошкольные и учреждения образовательные учреждения, подготовка некачественная к отопительному сезону, приводит что к параметров несоответствию микроклимата гигиеническим нормативам. В республиках Саха(Якутия), Бурятия, Приморском крае, Ханты-Мансийском АО, Ивановской, Сахалинской количество областях таких достигло учреждений 40-60%, в что 2-3 раза выше,. Чем среднем в по стране. В 202\02 г. детей среди зарегистрировано 16 около млн. острыми заболеваний респираторными инфекциями вирусными или на 5% больше, в чем 2001г.
В республике Мордовии, Калининградской и Курской сохраняется областях переуплотненность общеобразовательных школ, от где 15 до 26% занимаются учащихся во и вторую даже третью смены.
Неблагоприятная с ситуация организацией продолжает освещения оставаться в Смоленской, Пермской, Магаданской, Сахалинской областях. Удмуртской Республике, зарегистрировано где наибольший вес удельный детских подростковых учреждений, отвечающих не санитарно-гигиеническим требованиям (47-50%), превышает что средний по показатель Российской Федерации в 1,7 более и раза.
В году 2001 каждое рабочее четвертое место образовательных в учреждениях отвечало не гигиеническим требованиям. Наибольшее их число (48-79%) в отмечено Тамбовской, Нижегородской областях, республике Хакасия, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках.
В Самарской только области 30% числа из установленных имеют компьютеров гигиенические заключения, 19% кабинетов, оборудованы информатики устаревшими видеодисплейной моделями техники. В Курской области 75% в компьютеров школах конструктивно устарели, не мониторы имеют внутренней защиты.
Значительно нормативная усовершенствована база, на направленная повышение соблюдение и гигиенических к требований устройству и содержанию, режима организации работ различного в типа образовательных учреждений, зданиям учебным и т.д. В 2002 20021- гг. 5 утверждено санитарных и норм правил.
Вместе тем с мы должны сегодня признать, работа проводимая не к привела коренному в перелому динамике заболеваемости общей детей заболеваемости и по нозологическим отдельным формам. За 10 последние лет заболеваемости показатель возрос в 1.5 и раза составил 2001 в году 187,0 100 на тыс. в детей возрасте 0-14 лет. За период этот показатели бронхиальной заболеваемости астмой, болезнью язвенной желудка 12-перстной и кишки, эндокринной болезнями и системы костно-мышечной возросли 2 в раза, менструального расстройства цикла девочек у в раз 14 чаще. И темпы хотя прироста в 2000-2002гг. значительно снизились, здоровья состояние вызывает обоснованную вполне тревогу.
Особенно отметить следует возросшие нагрузки учебные на школьников, нередко которые в раз несколько превышают их возможности. Значительно учебные усложнились программы. Большинство страны школ уже работают давно по дневной 5-ти учебной неделе, как тогда школьные планы учебные по-прежнему на рассчитываются 6-ти учебную дневную неделю, привело что к возрастанию резкому дневной учебной нагрузки.
В с соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации N1119 « О по мерах профилактике заболеваний, с связанных дефицитом йода» 2002 в году подавляющем в большинстве дошкольных детских и учреждениях образовательных использовалась йодированная соль.
Выборочные исследования показывают, лишь что 23% получают учащихся горячую 2-3 пищу раза в день. Число детей, школьными пользующихся столовыми, последние в десять сократилось лет на 30%; старшеклассников среди это составляет количество 10%. В 2001-2002 гг. охвата увеличение школьников питанием горячим произошло в лишь Приморском крае, Новосибирской, Курской, Рязанской, Ульяновской, Тюменской и областях республике Чувашия.
В Свердловской, Иркутской, Курганской, Липецкой, Пермской, Ростовской, Рязанской, Томской, Тульской областях, Алтайском и Хабаровском краях г. Санкт-Петербурге последние в два увеличился года охват горячим школьников питанием. Работа службы учреждений по за надзору качеством безопасностью и продуктов готовых питания блюд организованных в коллективах и детей подростков добиться позволило снижения веса удельного нестандартных готовых проб блюд санитарно-химическим по показателям с 7,2% 1998 в году до 3.4% 2002 в году, микробиологическим по показателям с 5,2 до 3,9% ,по полноты калорийности вложения продуктов – с 19,2% до 14,7%, витамина вложению С- 15,1 до 9,1%.
Во регионах многих происходит горячего замена питания буфетной продукцией. Практически финансирование повсеместно горячего школьников питания из бюджетов федерального или отсутствует, объем или его крайне низок. Из бюджетов местных средства только выделяются на детей питание из малообеспеченных семей.
В питание целом школьников не характеризуется только энергетической снижением ценности пищи, и но резким ее обеднением микроэлементами, особенно витаминами, которых дефицит отражается росте на т детей развитии и достигает 80% возрастных от норм. В учреждений большинстве обеспеченность в детей калориях основных и пищевых составляет ингредиентов 1\3 физиологических от потребностей.
За два последние года нормативная усовершенствована база области в водоснабжения населения, 6 утверждено санитарных правил, и пересмотрены гармонизированы европейскими с нормативами 30 около гигиенических питьевой нормативов воды.
При участии непосредственном учреждений Службы республиках в Башкортостан и Чувашия, Воронежской, Пермской, Свердловской, Вологодской, Тюменской и др. принят областях региональный закон «О воде питьевой и питьевом водоснабжении», большинстве в субъектов Российской Федерации программа разработана улучшения водоснабжения населения. В 2001 – 2002 гг. велось активно строительство реконструкция и объектов в водоснабжения Московской, Ростовской, Оренбургской, Свердловской, Белгородской, Нижегородской, Костромской, Новосибирской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, республике Татарстан.
В 2002 г. питьевой количество воды разводящих в сетях не практически изменилось санитарно-химическим по показателям, количество проб, отвечающих не гигиеническим нормативам, с сократилось 9,1 % 2001 в г. 8 до % 2002 в г.
Количество питьевой источников воды и водопроводов, отвечающих не санитарным нормам, в составило 2002 г. 20,1 %: 2001 в г. – 19,36 %.
Таким образом, истекшем в году изменений позитивных в населения обеспечении доброкачественной питьевой водой, не практически отмечалось. Разработанные по программы улучшению во водоснабжения Владимирской, Кемеровской областях, республиках Бурятия, Коми, автономных ряде округах не финансировались.
Недостаточно лабораторный осуществлялся контроль качеством за питьевой ведомственных воды водопроводов. В по среднем стране каждой на из приходится них по 4 пробы, в отобранные течение года, исследования для по санхимпоказателям, 10 – микробиологическим по показателям (по соответственно коммунальным 30 69 и проб).
Высокие микробного показатели загрязнения 1 водоемов категории выделением с возбудителей заболеваний инфекционных отмечаются в г. Санкт-Петербурге, республиках Башкортостан, Удмуртия, Калининградской, ивановской, Псковской, Архангельской, Ярославской областях, Приморском крае. В 2002 г. открытых из водоемов 94 выделено атоксигенных холерного штаммов вибриона.
2. Установить, основными что задачами санитарно государственного - надзора эпидемиологического на период предстоящий являются:
реализация Концепции санитарно-эпидемиологической развития службы Российской Федерации период на до 2007 года;
реформирование исходя госсанэпидслужбы из по задач осуществлению госсанэпиднадзора;
обобщение по опыта ведению мониторинга социально-гигиенического в с сочетании методикой риска оценки и эпидемиологическими исследованиями;
расширение системы унифицированной показателей мониторинга социально-гигиенического путем ее включения данных факторах о производственной среды, физических факторов, воспитания условий и детей обучения и подростков, эпидемиологической данных обстановки и т.д.;
дальнейшее и развитие применение выбора методов приоритетных территорий проблем и риска групп населения показателям по состояния здоровья;
расширение базы научной осуществления госсанэпиднадзора;
целенаправленное лабораторной развитие базы;
совершенствование потенциала кадрового Госсанэпидслужбы России;
участие разработке в проектов законов федеральных в технического области регулирования;
обеспечение рамках в взаимодействия с Минтрудом России подзаконных разработки актов развитии в федерального закона «Об охраны основах труда в Российской Федерации», том в числе проведении о медицинской и трудовой социальной реабилитации работающих, «о защите временем» во работающих вредных условиях труда;
повышение эффективности госсанэпиднадзора, взаимодействие усиление учреждений Госсанэпидслужбы другими с надзорными контрольными и органами решении в вопросов условий улучшения труда работающих.
обеспечение работы комплексной всех ведомств заинтересованных и по служб проблеме и охраны укрепления детского здоровья населения;
расширение базы нормативно-методической по безопасных обеспечению условий обучения школьников;
совершенствование оказания системы лечебно-профилактической детям помощи в образовательных учреждениях;
обеспечение мониторинга социально-гигиенического физического и развития физической детей подготовленности и в подростков условиях образовательного учреждения;
активизация по работы повышению педагогов квалификации в профилактики области заболеваний отклонений и в здоровья состоянии школьников;
гигиеническое школьников воспитание по здорового формированию образа жизни, профилактике по курения, наркомании, алкоголизм;
усиление санитарно-эпидемиологического государственного надзора организацией за учебно-воспитательного в процесса части его соответствия гигиеническим нормативам, питания, состоянием санитарно-техническим детских и дошкольных образовательных с учреждений увеличением инструментальных количества замеров лабораторных и исследований;
осуществление за наблюдения питанием населения Российской Федерации.
3. Главным санитарным государственным врачам субъектам по Российской Федерации, на регионам транспорте, и министерств ведомств:
Продолжить единого совершенствование программно-аппаратного для комплекса сбора, и оценки анализа о информации состоянии и среды здоровья по населения перечню показателей унифицированных второго социально-гигиенического этапа мониторинга;
Реализовывать мероприятия дополнительные за и производством реализацией активных биологически добавок к пище, пищевых продуктов, генетически содержащих модифицированные компоненты.
Расширять лабораторных применение методов пищевых контроля продуктов, генетически содержащих модифицированные компоненты.
Усилить за контроль проведением мероприятий антитеррористических в установленной рамках компетенции.
Активизировать по работу проведению лицензирования деятельности, с связанной использованием инфекционных возбудителей заболеваний.
Активизировать по работу профилактике ВИЧ-инфекции.
Первый заместитель Министра, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации | Г.Г.Онищенко |