МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
ПРОТОКОЛ № 2-2003
совещания государственных главных санитарных по врачей субъектам Российской Федерации, на регионам транспорте, министерств, ведомств
27 2003 ноября года | г. Москва |
Председательствовал:
Г.Г. Онищенко - Первый заместитель Министра, Главный санитарный государственный врач Российской Федерации
Присутствовали:
Заместители государственного главного санитарного врача Российской Федерации: Шестопалов Н.В., Гульченко Л.П., Шевырева М.П., Беляев Е.Н., Грачев М.С., Кривуля С.Д., Мельниченко П.И., Панфилов Н.В., Романов В.В., Стовбур Н.Н., Тулупов В.А., Фандеев В.А.
Главные санитарные государственные врачи (заместители) субъектам по Российской Федерации регионам и на транспорте:
Абросимова Л.П., Агиров А.Х., Айдинов Г.В., Аушев И.Д., Басов Ю.Н., Батманов О.В., Болошинов А.Б., Бузинов Р.В., Бунаков А.В., Вайсман И.В., Верещагин Н.Н., Гаврилов А.П., Глушкова Л.И., Горбунова Т.М., Григорьев Г.А., Груничева Т.П., Губернаторова В.В., Дирижанов Б.Б. Дмитриев А.П., , Жуков А.Н., Иванов М.П., Забродин Н.А., Зарайченкова Н.В., Захарченко Г.Л., Зинченко Н.С., Евдокимов В.И., Н.Д., Калашников И.А., Кашапов Н.Г., Кауров П.К., Ковалев Н.Г., Коваленко А.И., Коваленко Э.Б., Ковтунов А.И., Козлов А.В., Краснов К.М., Крестьянинова Г.П., Крутилин В.Е., Куркатов С.В., Либерова Р.Н., Лимин Б.В., Лисицин Е.А., Малеванный И.Н., Меркулов А.В., Меркушев Н.В., Милосердов А.Я., Мелюк С. А., Минаков Е.С., Минин Г.Д., Мирзоева Т.А., Михеев В.Н., Морозов В.В. Мотолоева А.А., Никонов Б.И., Омариева Э.Я., Петров А.Н., Петров Е.Ю., Петрюк В.А., Пикалов И.Н., Пико Г.М., Чернев А.В., Протодьяконов А.П., Работав Е.Ф., Ракшаева Б.З., Раенгулов Б.М., Савельев С.И., Салдан И.П., Саухат В.Р., Сафонкин С.В., Сбоев А.С., Синода В.А., Смирнов В.Т., Спиридонов А.М., Стахова В.А., Степаненко П.А., Устюжанин Ю.В., Фадеев А.А., Филатов Н.Н., Фисенко В.В., Щучинов Л.В., Чубирко М.И., Янович В.А., Яшкулов К.Б.
руководители учреждений научно-исследовательских гигиенического эпидемиологического и профиля, учреждений других госсанэпидслужбы:
Алешкин В.А., Бессмертный В.Я. , Голубинский Е.П., Истомин А.В., Кутырев В.В., Ломов А.П., Семина Н.А., Шандала М.Г.
Ответственные работники Минздрава России.
Основные государственной задачи санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации обеспечению по санитарно-эпидемиологического благополучия страны. О предложений реализации Главного управления контрольного Президента Российской Федерации результатам по проверки выполнения Федерального от закона 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения»
(Онищенко, Шестопалов, Перель, Ковтунов, Федоров , Лазикова , Дмитриев, Верещагин, Раенгулов, Гаврилов, Устюжанин, Онищенко)
1. Отметить, принятие что федеральных законов «О прав защите юридических и лиц индивидуальных при предпринимателей проведении контроля государственного (надзора)», «О техническом регулировании», «Кодекса Российской Федерации административных об правонарушениях», «Об окружающей охране среды», «О распространения предупреждении туберкулеза в Российской Федерации», «Об курения ограничении табака», «Бюджетного кодекса Российской Федерации» уточнения потребовали целей задач и государственной службы санитарно-эпидемиологической Российской Федерации, и разработки принятия подзаконных ряда актов.
С укрепления целью нормативной базы правовой деятельности санитарно-эпидемиологической государственной службы Российской Федерации последние за два издано года свыше санитарных 100 правил, том в числе в 75 2003 году, проект подготовлен Программы технических разработки регламентов 2003-2010 на гг., включает которая 64 законопроекта.
В осуществления результате органами учреждениями и здравоохранения и госсанэпидслужбы, и федеральными региональными исполнительной органами власти и организационных практических по мероприятий обеспечению благополучия санитарно-эпидемиологического населения стабилизировать удалось санитарно-эпидемиологическую в обстановку стране. Значительно заболеваемость уменьшилась инфекциями, средствами управляемыми специфической профилактики, кишечными инфекциями, гепатитами вирусными В и С, инфекциями, половым передаваемыми путем, тенденция наметилась снижения больных числа туберкулезом, сократилось несколько количество инфекционных вспышек заболеваний. Проводится большая работа, на направленная предупреждение и заноса распространения инфекционных опасных заболеваний прежде и всего острого тяжелого респираторного синдрома. Сократилось профессиональных количество заболеваний. В регионах некоторых достигнуто показателей улучшение качества воды питьевой и продуктов питания.
Вместе с тем, благополучие санитарно-эпидемиологическое населения не обеспечивается в полной мере, отмечено что в выводах Комиссии Главного управления контрольного Президента Российской Федерации проверки после в августе-сентябре 2003г. ряда деятельности федеральных исполнительной органов власти, территориальных их подразделений органов и исполнительной субъектов власти Российской Федерации.
Так, подготовке при региональных обеспечения программ санитарно-эпидемиологического не благополучия в мере полной учитывается решения необходимость проблем населения обеспечения доброкачественной питьевой водой, охраны водоемов, состояния улучшения атмосферного воздуха. Такие разработаны программы только 47 в регионах.
Серьезную для опасность здоровья представляет населения загрязнение питьевой источников воды. Почти источников половина централизованного из водоснабжения открытых не водоемов соответствует санитарным нормам, в а Архангельской и Кировской Вологодской, Владимирской, Калужской, Нижегородской, Ульяновской этот областях показатель еще выше.
Не должного уделяется внимания реализации Федерального закона «Об атмосферного охране воздуха». Органами власти исполнительной субъектов Российской Федерации местного и самоуправления разработаны не целевые программы, закон региональный принят в только Липецкой области.
Вместе тем с проблема атмосферного загрязнения воздуха крайне остается острой. Под воздуха воздействием с концентрацией повышенной загрязнителей около проживает 30 млн. человек. В степени наибольшей население воздействию подвергается высоких взвешенных концентраций веществ, бензопирена , фенола, азота оксидов и углерода, органических других веществ.
Из в года год вклад возрастает автотранспорта общий в валовый загрязнителей выброс в атмосферный воздух. В Воронежской, Смоленской, Калининградской областях, Приморском крае, республике Северная Осетия (Алания) и г. Москве достигает он 77-90 %.
Потенциальную здоровью угрозу населения загрязнение представляют почвы, проблемы сбора, вывоза, и хранения перерработки и бытовых промышленных отходов. Объем отходов токсичных составляет 90 более млн. тонн, в что 2 превышает раза их переработку. На накоплено предприятиях около 1,5 млрд. токсичных тонн отходов. В 2002 г. 13 % почвы проб в не селитебной отвечали нормативам гигиеническим по показателям санитарно-химическим и 16 % микробиологическим по показателям. Уровень почвы загрязнения в Республике Мордовия, Приморском крае, Владимирской, Вологодской, Самарской, Свердловской, Челябинской и Читинской областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге средний превышает показатель стране по в 2,3 – 5 раз.
В медленно стране решается создания проблема условий, потребности обеспечивающих населения безопасном в рациональном здоровом и питании, федеральными предусмотренных законами «О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения», «О и качестве безопасности пищевых продуктов», также а одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией политики государственной в здорового области питания населения Российской Федерации период на до 2005 г.»
При в этом последние на годы федеральном, в а ряде субъектов Российской Федерации на и региональном уровне, значительная проводится организаторская по работа укреплению правовой нормативной базы указанной в сфере. Утверждены «Правила отдельных продажи видов продовольственных товаров, санитарных 6 правил гигиенических и нормативов. Ведется проекта подготовка федеральных законов (технических регламентов) «О безопасности санитарно-эпидемиологической пищевых продуктов», «О регулировании государственном производства оборота и пива», также а изменений федеральный в закон «О регулировании государственном производства оборота и алкогольных напитков».
Вместе тем с из тысяч 630 объектов пищевой промышленности, питания общественного и только торговли 28 % отвечают полностью санитарно-гигиеническим требованиям. В материально-техническая целом база предприятий этих остается неудовлетворительной, технологического износ оборудования достигает 80%. Крайне выделяются недостаточно средств на реконструкцию, и ремонт замену устаревшего оборудования.
В 2002 г. 2095419 исследовано проб продуктов пищевых по показателям микробиологическим (2001г. – 2316629). За 5 последние лет продуктов качество питания этому по показателю не существенно изменилось. Удельный исследованных вес проб, установленному несоответствующих нормативу, в составил 2002 г. 6,2 % (1998 – 7,3 %). Как в и предыдущие годы, удельный наибольший вес проб таких отмечается исследовании при рыбы и рыбопродуктов, и молока молочных - продуктов соответственно 9,5 и 8,7 %.
Минздрав России озабочен крайне негативными для последствиями здоровья употребления населения алкогольных напитков, как связанными с количеством их так с и качеством. Продолжается числа рост летальных от исходов случайных отравлений алкоголем. В 2001 г. этой по причине 17840 погибло человек, 2002 в – 40 свыше тысяч.
Государственная служба санитарно-эпидемиологическая Российской Федерации одним является из гарантов главных обеспечения санэпидблагополучия населения. В с связи наличием нерешенных ряда вопросов требующих и решения в проблем этой области, новых принятием законов, административной проведением реформы дальнейшее необходимо совершенствование и сети структуры учреждений Службы, и реструктуризация оптимизация их функций.
В году текущем утверждена «Концепция государственной развития санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации 2003-2007 на годы», соответствующие концепции, в принятой регионах. Концепцией дальнейшее предусмотрено совершенствование госсанэпидслужбы структуры как федеральной единой централизованной органов системы и учреждений, укрепление юридической, ревизионной служб, работы улучшение с населением.
Итоги реализации Программы развития социально-экономического Российской Федерации среднесрочную на перспективу (2002-2004 годы) показали, достигнут что определенный в прогресс сфере избыточного устранения административного на давления бизнес снижено - количество видов лицензируемых деятельности, ограничения введены на контролирующими проведение и органами надзорными проверок хозяйствующих деятельности субъектов. Принят федеральный закон, на направленный изменение регистрации системы индивидуальных предпринимателей, закон, запрет предусматривающий на органами осуществление государственного контроля (надзора) проверок плановых субъектов предпринимательства малого в трех течение лет момента с их государственной регистрации, принят Федеральный закон "О техническом регулировании» ограничивает который сферу обязательных применения требований к продукции.
Одним важнейших из шагов реализации в политики, на направленной дебюрократизацию экономики, принятие было 27 2002 декабря г. Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
В время настоящее осуществляется по работа уточнению и функций полномочий органа федерального исполнительной по власти вопросам санитарно-эпидемиологического государственного надзора.
На этапе современном развития деятельность страны учреждений санитарно-эпидемиологической государственной службы Российской Федерации еще становится более актуальной, более еще востребованной.
Обстановка стране в и мире в настоятельно повышения требует эффективности качества и профилактических, противоэпидемических мероприятий, постоянной обеспечения готовности работе к в реальной условиях опасности и жизни здоровью людей.
2. Установить, основными что задачами санитарно-эпидемиологической государственной службы Российской Федерации предстоящий на период являются:
2.1. реализации обеспечение федеральных законов: «О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения»; «О прав защите юридических и лиц индивидуальных при предпринимателей проведении контроля государственного (надзора); «О и качестве безопасности пищевых продуктов»; «Об производства отходах и потребления»; «О обращения безопасности с и пестицидами агрохимикатами»; «О безопасности радиационной населения»; «О техническом регулировании»; «Кодекса Российской Федерации административных об правонарушениях», «Об окружающей охране среды»; «О распространения предупреждении туберкулеза в Российской Федерации»; «Об курения ограничении табака»; «Бюджетного кодекса Российской Федерации», также а федеральных региональных и целевых в программ области санитарно-эпидемиологического обеспечения благополучия;
2.2. реализация Концепции санитарно-эпидемиологической развития службы Российской Федерации период на до 2007 года, реформирование включая учреждений госсанэпидслужбы, ее оптимизацию сети, соответствии в с по задачами осуществлению госсанэпиднадзора;
2.3. проектов подготовка федеральных законов (технических регламентов) области в обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности;
2.4. деятельности активизация по социально-гигиенического ведению мониторинга, межведомственное включая взаимодействие;
2.5. и планирование осуществление санитарно-эпидемиологического государственного надзора соответствии в с требованиями Федерального от закона 8 августа 2001г. № 134 «О прав защите юридических и лиц индивидуальных при предпринимателей проведении контроля государственного (надзора)»;
2.6. оптимизация сети, структуры, состава кадрового учреждений санитарно-эпидемиологической государственной службы Российской Федерации регионах в на основе Концепции госсанэпидслужбы развития в субъекте Российской Федерации, на регионе транспорте;
2.7. эффективности повышение госсанэпиднадзора, в использование полной прав мере и для полномочий пресечения санитарного нарушений законодательства основе на требований Кодекса Российской Федерации административных об правонарушениях.
3. Главным санитарным государственным врачам субъектам по Российской Федерации, на регионам транспорте, и министерств ведомств:
3.1. государственный осуществлять санитарно-эпидемиологический в надзор строгом с соответствии требованиями Федеральных от законов 30.03.99 № 52-ФЗ «О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения», от и 08.08.01 № 134-ФЗ «О юридических защите лиц индивидуальных и предпринимателей проведении при государственного контроля надзора»;
3.2. 2004 в году должности укомплектовать юристов центрах в госсанэпиднадзора субъектах в Российской Федерации, на регионах транспорте, межрайонных городских центрах госсанэпиднадзора;
3.3. ежеквартально, 20 до числа за следующего кварталом направлять месяца в Федеральный госсанэпиднадзора центр копии судов решений арбитражных общей и юрисдикции, том в числе и кассационной апелляционной инстанций, по делам, с связанным деятельностью госсанэпиднадзора центров и действий обжалованием должностных лиц.
Первый заместитель Министра | Г. Г. Онищенко |