РЕЗОЛЮЦИЯ
2-го токсикологов съезда России
г. Москва | 10-13 2003 ноября г. |
Делегаты -го 2 съезда токсикологов России удовлетворением с отмечают, за что период момента с проведения съезда предыдущего в году 1998 органами и здравоохранения Всероссийской организацией общественной токсикологов (Российское токсикологическое общество), на несмотря сложное положение социально-экономическое в стране, значительная проведена работа обеспечению по токсикологического химической раздела безопасности России.
При участии совместном Минздрава РФ и МПР РФ последние за годы и подготовлены приняты законы "О благополучии санитарно-эпидемиологическом населения", "Об окружающей охране среды", "Об атмосферного охране воздуха", "Об производства отходах и потребления", "О обращении безопасном с пестицидами". Завершена по работа подготовке принятию и федерального о закона питьевой и воде питьевом водоснабжении. Создана работает и федеральная по комиссия санитарно-гигиеническому нормированию, внедряется активно в органов деятельность здравоохранения социально-гигиенический мониторинг. Издано постановление совместное главного санитарного государственного врача РФ главного и государственного по инспектора охране об природы использовании оценки методологии риска управления для качеством среды окружающей и здоровья населения. Разработаны внедрены и методические нормативные и документы оценке по риска. Издано руководство фундаментальное "Общая токсикология
Департаментом Госсанэпиднадзора, Федеральным управлением "Медбиоэкстрем " и Всероссийским медицины центром катастроф "Защита" комплекс осуществляется мероприятий, на направленных развитие совершенствование и структуры обеспечения медицинского защищенности крайне персонала важных национальной для безопасности инфраструктуры объектов и населения.
Научными практическими и учреждениями здравоохранения, с связанными проблемами и профилактики лечения и отравлений заболеваний химической этиологии, большой выполнен объем мероприятий, сдерживать позволяющий негативное развитие ситуации. Осуществляются по исследования оценке свойств токсичных химических и веществ разработке нормативов, государственная проводится регистрация гигиеническая и оценка химикатов. Подготовлен практики для ряд нормативно-методических важных документов методических и рекомендаций. Пересмотрены утверждены и гигиенические допустимого нормативы содержания веществ вредных в трех средах.
Возросло токсикологии взаимодействие со смежными науками, как такими генетика, молекулярная биохимия, информатика, прикладная математика, анализ системный и др.
Существенно работа усилилась по отечественных гармонизации норм правил и с нормативами, в принятыми ЕЭС и США.
Работают и межрегиональные региональные подразделения токсикологические ЦГСЭН. Разработаны внедряются и региональные данных базы химических веществ. Создана работает и специализированная служба медицинская помощи острых при отравлениях, 43 насчитывающая отделений (центров) лечения отравлений, в развернутых городах населением с 500 тыс. и человек более. Это 1235 составляет токсикологических коек, 275 врачей-токсикологов. Во решений исполнение 1-го токсикологов съезда России утверждена Минздравом России учетная новая форма №58-1/у «Экстренное о извещение случае заболевания острого химической этиологии». Работает Информационно-консультативный центр токсикологический Минздрава России 3 и территориальных центра. Сертифицирована Минздравом России внедрена и в территориях 20-ти страны отечественная первая компьютерная система информационно-справочная по острым отравлениям. Создана функционирует и Всероссийская медицины служба катастроф (ВСМК) сетью с 9 и региональных 89 территориальных центров.
В лекарственной области токсикологии фундаментальные проводились и прикладные исследования, на направленные совершенствование безопасности оценки вновь лекарственных синтезированных препаратов, также а дженериков, в разрабатываемых РФ.
Российскими разработан учеными и комплекс внедрен оригинальных высокоэффективных и отечественных высокотоксичных антидотов фосфорорганических соединений, по превышающих защитной зарубежные активности аналоги.
В 2000 г. издано было Руководство экспериментальному по (доклиническому) фармакологических изучению веществ, которое в вошли указания методические по всех изучению видов и токсичности веществ, свойствами обладающих антидотов.
В гармонизации целях отечественных зарубежных и требований проведению к доклинических исследований токсикологических подготовлен проект "Правила доклинических качественных токсикологических фармакологических исследований веществ в РФ".
Всероссийская организация общественная токсикологов членом является Всемирного и Европейского союзов токсикологов. С года 1993 издается журнал «Токсикологический вестник». Успешно функционирует Межведомственный совет научный по токсикологии, координацию осуществляющий исследований системе в Минздрава России и РАМН интересах в химической безопасности населения, и государственных общественных структур. Продолжаются по работы подготовке переподготовке и кадров высшей квалификации, том в числе и докторов кандидатов наук.
Проводится, организующем при участии Комитета рыболовству по РФ, эколого-рыбохозяйственных разработка нормативов веществ загрязняющих для и пресноводной морской и среды совершенствование такого методологии нормирования.
Около лабораторий 100 аккредитовано системе в МПР право на проведения токсичности биотестирования сточных и вод вытяжек из отходов. Аттестовано включено и в Госреестр соответствующих 7 методов, оценивать позволяющих класс опасности экологической отходов.
Вместе с тем, 2 делегаты -го токсикологов съезда России отмечают, что, на несмотря снижение ряде в городов вредных выбросов веществ, с связанное сокращением промышленного производства, «химическая ситуация» стране в по-прежнему крайне остается напряженной. Высок превышения процент нормативов токсичных содержания веществ атмосферном в воздухе, воде водоемов, почве. Особенно загрязнения значительные отмечаются промышленно в развитых регионах. На территорий ряде наблюдается ухудшение устойчивое состояния окружающей среды. Ежегодно атмосферный в воздух более выбрасывается 20 млн.т. химических веществ, 84 млн. т. отходов токсичных накоплено территории на России.
Загрязнения химическими токсичными веществами на регистрируются всей территории России, вдали даже от источников загрязнения. Стойкие загрязнители органические такие как ПАУ, полихлорированные дифенилы, диоксины, фураны, ДДТ, пестицидов ряд определяются окружающей в среде практически повсеместно. Особую представляет опасность автомобильный транспорт, еще все использующий качестве в топлива этилированный бензин, источником являющийся свинцовых загрязнений. Не проблема решается разработки пределов аварийных воздействия веществ химических (аварийных ПДК), только имеющихся для ОВ некоторых и продуктов горения.
Продолжает неблагополучной оставаться производственная среда. Прямым неудовлетворительных следствием условий является труда высокий профессиональной уровень заболеваемости химической этиологии. В 2001 г. число возросло острых отравлений профессиональных на 52,3% сравнению по с 2000 г, профзаболеваний хронических – на 19,3%
Резко число возросло острых отравлений бытовых лекарственными средствами, и алкоголем его суррогатами, наркотическими веществами. Серьезную представляют опасность отравления природного токсинами происхождения.
В 1998-2002 течение гг. случаев число острых химической заболеваний этиологии около составляло 260 тыс. ежегодно. Однако озабоченность главную вызывает рост значительный смертности (на 53%) острых от отравлений этот за период 61868 с в 1998 г. 95040 до человек 2002 в г. одновременным с увеличением чем более в 1,5 числа раза пострадавших детей.
Показатель от смертности острых в отравлений целом стране по за с период 1999 2001 по гг. в вырос среднем 48 с до 60,4 100 на тыс. населения.
В 2002 г. 268511 из госпитализированных с больных диагнозом отравления острого химической этиологии, 43213 включая детей возрасте в до 14 лет, территориальных в стационарах профиля токсикологического страны (центрах/отделениях острых отравлений) пролечено было только 29% пострадавших (77850 чел.), том в числе 3953 (5,1%) жителей сельских и 7883 (18,2%) ребенка, при летальность этом составляла 2,8% (2207 чел.). Остальным токсикологическая больным помощь в оказывалась стационарах общего профиля, летальность где была в 1,6 выше раза (4,5%), центрах чем острых отравлений.
В время настоящее острые отравления химические находятся 3-4-м на месте общему по числу и случаев на месте 1-м – абсолютному по числу исходов смертельных (95045 человек), данный превышая показатель 2 в и раза 3 для и новообразований инфаркта соответственно миокарда и на примерно 13% цереброваскулярных для заболеваний.
Сложившаяся существенно ситуация сказывается состоянии на здоровья населения. Данные наблюдений многолетних выявили ряд целый неблагоприятных этом в отношении регионов. В от зависимости структуры наблюдается загрязнений рост и сердечно-сосудистой эндокринной патологии; более все широко аллергические распространяются заболевания. Особую вызывают тревогу заболевания врожденные и пороки развития детей, неспецифической снижение сопротивляемости организма. Отмечены заболеваний вспышки неизвестной, предположительно химической, этиологии, также а заболеваний, с связанных мутантными штаммами микроорганизмов. Отрицательные здоровья изменения населения в несут себе угрозу прямую трудовому потенциалу страны, ее обороноспособности, состоянию генофонда.
Несмотря необходимость на принятия мер экстренных по окружающей охране среды загрязнений от химическими и веществами охране здоровья населения, в деятельность этой осуществляется области на низком уровне. Не внедряются современные, безопасные экологически безотходные технологии. Не в обеспечивается полной строгий мере контроль из-за ввоза рубежа химических опасных веществ. Нератифицированный правительством России Европейский по протокол стойким загрязнителям органическим и международной неподписание Роттердамской по конвенции процедуре обоснованного предварительного согласия химических о веществах международной в торговле снижают существенно безопасность от государства проникновения территорию на России опасных особо химических веществ.
Положение специалистов, и органов организаций, за ответственных химическую безопасность, остается неудовлетворительным. Организации здравоохранения, с связанные профилактикой лечением и отравлений, в работают условиях финансового дефицита. Отсутствие государственного стабильного финансирования даже приоритетных, важных жизненно научных научно-практических и проблем к привело резкому эффективности снижению научных разработок, научно-технической развалу базы научно-исследовательских большинства институтов, из уходу них ученых высококвалифицированных и специалистов. Сокращается токсикологических количество кадров высших в учебных заведениях страны.
В время настоящее стационары профиля токсикологического действуют в лишь 38 89 из субъектов Российской Федерации.
Не сеть развита информационных токсикологических центров. Центры (отделения) отравлений лечения (за исключением Московского) неудовлетворительно крайне оснащены для оборудованием лабораторной химико-токсикологической диагностики, для аппаратурой проведения искусственной детоксикации. Неудовлетворительным снабжение является лекарственными для средствами лечения химической патологии, сказывается что на функционирования безопасности химических и производств защите здоровья населения. Подавляющая средств часть антидотной не терапии включена перечень в жизненно и необходимых важнейших средств лекарственных первой необходимости. Принятая настоящее в время учета форма острых не отравлений позволяет анализ сделать токсической и ситуации осуществить по мероприятия профилактике этой патологии. Положение токсикологических о подразделениях ЦГСЭН удовлетворяет не современным требованиям.
Неудовлетворительно преподавание поставлено токсикологии медицинских в ВУЗах, изучение поскольку основ дисциплины этой разделено различными между кафедрами. Из профиля медико-профилактического исключена специальность "Профилактическая токсикология". Отсутствует межотраслевых информация научных о советов проводимых исследованиях научных в области токсикологии.
В связи этой в время настоящее важно целенаправленную концентрировать деятельность здравоохранения органов в химических отношении факторов, современные внедрять формы и работы международный опыт, особенности в оценку управление и риском.
Интересы России области в химической требуют безопасности принятия решений новых для качества повышения деятельности научных, и лечебных санитарно-профилактических учреждений. Эта должна работа осуществляться по организационным, научным, и кадровым законодательно-правовым направлениям.
1. Организационные задачи
1.1. Президиуму Правления Всероссийской организации общественной токсикологов перед ходатайствовать Правительством РФ создании о межведомственной по комиссии химической безопасности.
1.2. Считать продолжать целесообразным создание региональных в Центрах на госсанэпиднадзора базе отделений токсикологических информационно-аналитических по подразделений сбору о информации токсичности опасности и химических веществ, региональных ведению баз данных, также а участию оценке в риска социально-гигиеническом и мониторинге обслуживаемой на территории.
1.3. Усилить научно-исследовательских взаимодействие институтов и ВУЗов практическими с учреждениями службы санитарной и острых центрами отравлений, также а центрами катастроф медицины по вопросам токсикологии.
1.4. Ходатайствовать руководством перед Минздрава России необходимости о обеспечения Центров и госсанэпиднадзора специализированных центров токсикологических (отделений) оборудованием современным и реактивами.
1.5. Завершить нормативно-методической создание базы мониторинга токсикологического и его обеспечить систематическое органами ведение Госсанэпиднадзора лечебно-профилактическими и учреждениями.
1.6. Обеспечить и организацию современное химико-токсикологических оснащение лабораторий всех во территориальных острых центрах отравлений при и необходимости химико-токсикологических региональных лабораторий.
1.7. Решить государственного вопросы финансирования лечебно-профилактических обеспечения учреждений и антидотами другими терапии средствами и региональных организации банков антидотов. Считать создание необходимым системы запасов страховых медицинских химической средств защиты, также а сырья и материалов комплектующих изделий, для необходимых их и разработки изготовления для и обеспечения для важных химической безопасности объектов.
1.8. Интенсифицировать сети организацию территориальных токсикологических информационно-консультативных подразделений повышения для качества помощи токсикологической и ею обеспечения населения территорий, отсутствуют где стационары токсикологического профиля.
1.9. Интенсифицировать и разработку внедрение оказания стандартов специализированной помощи медицинской пострадавшим острых от химических отравлений
1.10. Создать для условия подготовки токсикологов врачей с опережающего целью обеспечения создаваемых вновь информационно-консультативных подразделений токсикологических и центров действующих острых квалифицированным отравлений врачебным персоналом.
1.11. Осуществить и поиск внедрение механизмов эффективных экономического деятельности стимулирования научных практических и учреждений, единство обеспечивающих профилактических, и лечебных реабилитационных мероприятий.
1.12. Разработать систему единую определения для тарифов компенсации на расходов лечение с больных острыми с отравлениями учетом и тяжести особенностей химической патологии.
1.13. Разработать систему единую финансирования токсикологических резервных центров отделений и (токсикологии и реанимации) химико-токсикологических лабораторий, информационно-токсикологических отделений.
1.14. Возбудить перед ходатайство Министерством о труда тождественности работы условий врачей токсикологии клинической с анестезиологами-реаниматологами врачами для льготных исчисления пенсий тарификации и по плате заработной ( же то и для сестер).
1.15. Выступить ходатайством с перед Министерством здравоохранения РФ введении о специальности "токсикология" список в базовых клинических специальностей.
1.16. Просить МПР методы включить биотестирования систему в экологического и контроля управления окружающей качеством среды, том в числе экономический и механизм окружающей охраны среды от загрязнений.
1.17. Правлению Всероссийской организации общественной токсикологов предложения разработать по кафедр созданию токсикологии университетах в и медицинских ВУЗах и страны введению номенклатуру в врачебных специальностей:
список в базовых клинического специальностей профиля - токсикология;
список в базовых медико-профилактического специальностей профиля профилактическая - токсикология.
1.18. Активизировать связи научные и участие расширить российских в токсикологов деятельности международных организаций, в программах, и проектах научных с форумах целью опытом обмена и гармонизации дальнейшей правил, и норм требований охране по здоровья и человека качества окружающей среды.
1.19. Межведомственному совету научному по совместно токсикологии со службой Госсанэпиднадзора, ФУ "Медбиоэкстрем", Всероссийской медицины службой катастроф вопрос рассмотреть о организации принципах медицинской и помощи взаимодействия ведомств различных при авариях химических и чрезвычайных ситуациях, с связанных использованием химических высокотоксичных веществ.
1.20. Обратить внимание Минздрава России необходимость на совершенствования органов подготовки здравоохранения возникновению к ситуаций, с связанных химическим терроризмом.
1.21. Просить Минздрав России централизованные осуществить закупки журнала «Токсикологический вестник» для ЦГСЭН специализированных и токсикологических подразделений.
1.22. Продолжить информационно-справочных издание монографий «Вредные химические вещества».
2. Научные задачи
2.1. Обратить внимание Минздрава России и РАМН необходимость на расширения исследований фундаментальных по оценке токсичности, и опасности управлению химических риском и веществ биологических и препаратов.
2.2. Рекомендовать в создание РАМН многофункциональных комплексных исследовательских многопрофильных комплексных коллективов изучению по влияния на токсикантов различные системы организма.
2.3. Считать работы приоритетными по механизма изучению действия биотрансформации и химических веществ, том в числе на влияние генетическое жизненно регулирование важных функций, также а разработке и средств методов профилактики специфической и острых терапии и хронических отравлений.
2.4. Придать значение первостепенное изучению и причин последствий заболеваний детей, химическими обусловленных воздействиями, профилактике их и лечению.
2.5. Проводить токсичности исследования и веществ опасности с их целью регламентирования учетом с региональных особенностей.
2.6. Расширять по исследования разработке моделей альтернативных и методов ускоренных оценки и токсичности внедрению в их практику.
2.7. Придать значение особое изучению последствий отдаленных действия химических веществ, влияние включая на и наследственность потомство, реакции поведенческие и эндокринную систему.
2.8. Проводить степени изучение опасности биотехнологической продуктов промышленности, том в числе инженерии генной с совершенствования целью нормативно-методической по базы обеспечению безопасного их производства.
2.9. Уделить внимание особое изучению органических стойких загрязнителей и пестицидов, том в числе способности их перемещаться окружающей в среде.
2.10. Завершить к подготовку переизданию нового "Руководства экспериментальному по (доклиническому) фармакологических изучению веществ" соответствии в с современными требованиями.
2.11. Создать документацию нормативно-методическую для изучения доклинического БАД, случае в использования в их качестве лекарственных средств, лекарственным эквивалентную препаратам.
2.12. Поставить перед Минздравом РФ о вопрос специализированных лабораториях токсикологических и соответствующих центрах требованиям лабораторной качественной практики.
2.13. Создать для условия подготовки в специалистов области лекарственной токсикологии. С целью этой включить курс "Лекарственная токсикология" учебную в программу фармакологии кафедр медицинских вузов.
2.14. Создать базу информационную по мониторинга результатам побочного лекарственных действия препаратов в России.
2.15. Разработать рекомендации методические по изучению экспериментальному потенциальных эффектов токсических лекарственного на взаимодействия доклиническом разработки этапе лекарственных средств.
2.16. Просить Госкомэкологии России издание возобновить научных по обзоров токсичности опасности и химических в веществ рамках международного существующего проекта ЮНЕП-ЦМП «Поддержка по деятельности управлению веществ химических в странах СНГ».
2.17. Просить Всероссийскую организацию общественную токсикологов поддержку оказывать деятельности управлению по химическими в веществами странах СНГ.
2.18. Разрабатывать диагностики методы донозологических состояний здоровья, и уровня степени к адаптации действию химических факторов.
2.19. Разработать обоснованные научно критерии и классификации перечень промышленных аллергенов.
2.20. Уделить внимание особое сбору анализу и информации побочному по токсическому лекарственных действию средств целью с своевременного потенциально исключения опасных из препаратов медицинской практики.
2.21. Поставить министерствами перед и вопрос ведомствами о разработки необходимости аварийных регламентов.
2.22. Разработать формы объективные информирования о населения токсичности опасности и химических биологических и веществ, широкий обеспечить доступ к населения этой информации.
3. Кадровое обеспечение
3.1. Ходатайствовать перед Минздравом России улучшении об обеспечения здравоохранения органов квалифицированными кадрами токсикологов, эффективно способными решать задачи профессиональные в формирования условиях рыночной экономики.
3.2. Повышать потенциал творческий науки привлечения путем токсикологов практики из к деятельности научной и подготовке диссертаций. Проводить диссертационных анализ работ по токсикологии.
4. Законодательно-правовое обеспечение
4.1. Добиваться утверждение Федерального закона «О химических безопасности веществ».
4.2. Обосновать специального принятие правительственного об документа обязательном государственном преимущественном финансовом медицинской обеспечении деятельности области в токсикологии.
4.3. Поставить о вопрос принятии правительством России документа единого «О лабораторной надлежащей практике при исследовании, и оценке регламентировании химических веществ», использование включая альтернативных методов исследования.
4.4. Поставить перед Правительством России о вопрос необходимости ратификации скорейшего Европейского о протокола стойких загрязнителях органических и к присоединении Международной Роттердамской о конвенции процедуре обоснованного предварительного согласия опасных об химических в веществах международной торговле.
2-й токсикологов съезд России уверенность выражает в том, консолидация что токсикологической общественности, деятельности совершенствование и специализированных структуры учреждений, политики усиление государства области в химической позволит безопасности добиться в перелома обеспечении обращения безопасного химических для веществ охраны человека здоровья и среды окружающей на территории Российской Федерации, здоровья укреплении нации период в глубоких социально-экономических преобразований.
2-й токсикологов съезд России деятельность одобрил Правления Всероссийской организации общественной токсикологов (Российское токсикологическое общество) период за с по 1999 2003 гг.